Космос (Ильичёв, 1983)

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus), термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова Космос варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутренней структуры, особенно социальной — политической (государственный строй, «порядок» — Геродот) я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементов-воинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; сравните русское «ряд» и особенно «чин» в древнерусском смысле). Пути проникновения термина «Космос» в философский лексикон остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что «Пифагор первым назвал универсум «космосом», исходя из порядка (τάξις), который в нем наличен», не согласуется с тем, что термин «Космос» употребляется в космологическом контексте уже у милетских философов [несомненно, у Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрических сферах «элементов» (κόσμοι) внутри сферического мира-небосвода (ουρανός)]. Впервые Космос как «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствован около 500 года до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость которого от Пифагора весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в атомистической традиции), Космос всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию το πάν — «универсум» (т. е. примерно соответствует понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с термином Космос конкурирует термин ουρανός — «небо», окончательно уступающий место Космосу начиная с эпохи эллинизма.

Идея Космоса как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с одной стороны, телеологизмом и возможностью осмысления Космоса как результата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже Анаксагором, полностью — Платоном в «Тимее»), с другой — обожествлением самого Космоса: пантеизмом или космотеизмом. Древнегреческое восприятие Космоса (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа составляет историческую антитезу иудео-христианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения, равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Аверинцев С. С., Порядок К. и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, в кн.: Античность и Византия, М.,1975, с. 266—85; его же, Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977,с. 84—108; Ρожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, ч. 2 — Эволюция идеи Κ.,Μ., 1979; Kranz W..Kosmos, Bonn, 1958 (Archiv für Begriffsgeschichte, Bd 2, Tl 1—2); Kerscliensteiner J., Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern, Münch., 1962 (библ.); P u h v с l J., The origins of Greek kosmos and Latin mundus, «American Journal of Philology», 1976, v. 97, Λβ 2, p. 154—67 (этимология).

Понятие: