Русский космизм (Аблеев, 2005)
Космизм — одно из самых оригинальных, глубоких, эвристических и перспективных течений русской философской мысли. Оно объединило множество философов, ученых, художников, музыкантов и поэтов.
Определенные потки космического миропонимания начинают звучать уже у Ломоносова. В XIX в. базовые идеи космизма проявляются в творчестве многих философов. Среди них В.Д. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.Ф. Федоров, Н.В. Бугаев, B.C. Соловьев, Е.П. Блаватская, Н.А. Умов. В XX в. бурное развитие космизма продолжается в работах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Л. Чижевского, В.Н. Муравьева, А.К. Манеева и многих других философов и ученых. Особое место в этом течении, да и вообще в мировой философии, занимает учение о космической эволюции человека — Живая Этика (Аши-Йога), созданное в первой половине XX в. Е.И. и Н.К. Рерихами (см. 14.3.3.).
Каковы же главные идеи космизма?
— Тесная связь человека и космоса и их влияние друг на друга.
— Постоянная восходящая эволюция, в которой человек не может расцениваться как вершина развития жизни и разума.
— Космическая природа человека и наличие в нем скрытых беспредельных духовных сил.
— Бессмертие духовной сущности человека.
— Выход человека в космос и его разумное преображение.
Итак, познакомимся с воззрениями космистов несколько подробнее.
А.В. Сухово-Кобылин (1817—1903), русский поклонник Гегеля, сорок лет своей жизни отдает разработке философской системы, которую называет «учением Всемира» или неогегелизмом.
Тем не менее он решительно критикует своего кумира за непонимание задач человека и человечества. Опираясь па Дарвина, он развивает идею восходящей эволюции. В ней выделяет три стадии развития человечества: земную (теллурическую), солярную (солнечную) и звездную (сидерическую).
На второй стадии люди выходят в околосолнечное пространство. На третьей — покоряют звездные просторы Вселенной. Однако для этого, но убеждению Сухово-Кобылина, не требуются ни[1]какие технические аппараты. Одухотворение человека избавит его от физического тела и заменит его новым, более совершенным «эфирным» организмом, которому доступны пространственные полеты.
Позже подобные мысли выскажут Федоров, Циолковский, Блаватская, Рерихи и другие мыслители. Однако если для Сухово-Кобылина, Федорова и Циолковского это будет гениальной догадкой, то поздние космисты идею бесплотного «эфирно-астрального» чело[1]века будут воспринимать как объективную истину, практически обоснованную Махатмами и их Сокровенной Мудростью.
Множество интересных мыслей в своей «Философии общего дела» высказывает библиотекарь и оригинальный религиозный философ Н.Ф. Федоров (1829— 1903). Техника, утверждает он, есть временная, побочная ветвь развития. Силы человека должны быть направлены в другую сторону — к улучшению и преображению самого себя. Человек может научиться обновлять свой организм и обрести бессмертное космическое бытие.
Слабое место в учении Федорова — уступка церковному христианству, которое, не восприняв эзотерический символизм Нового Завета, стало распространять идею о физическом воскрешении мертвых. Федоров пытается подвести под эту идею «научную базу». Он говорит, что живущие поколения должны вернуть свой долг умершим — т. е. «воскресить» их. С точки зрения пост-классической пауки, это выглядит нелепо.
Техника — побочная ветвь развития цивилизации.
Силы человека должны быть направлены в другую сторону —
к улучшению и преображению самого себя.
Это позволит ему обрести космическое бессмертие.
Из философских мыслей Николая Федорова
В философии Владимира Соловьева в религиозной форме проявляется одна из глубочайших идей русского космизма — идея о дальнейшей эволюции человека. У Соловьева это называется «обожением», в результате которого человек становится Богочеловеком, т. е. неизмеримо более совершенным духовным существом.
Теоретик космонавтики * К.Э. Циолковский (1857—1935) обосновывает возможность и необходимость выхода человека в космическое пространство. Философские мысли Циолковского в советское время сильно препарировались. Поэтому только теперь общественность постепенно узнает важнейшие мировоззренческие аксиомы выдающегося ученого. В их основе — теория бессмертного Атома жизни, созвучная эзотерическому учению о монадах — энергетических элементах бытия. Атомы переходят из одного состояния в другое, из менее совершенных форм в более совершенные. Поэтому жизнь непрерывна. В космосе, полагает ученый, существует бесчисленное количество живых существ, среди которых есть «боги разных степеней», намного превышающие человека по своему развитию.
В космосе существует множество различных живых существ. Среди них есть и такие, которые намного превышают человека по своему развитию.
Из философских мыслей Константина Циолковского
Глубокие, революционные идеи выдвигает русский ученый В.И. Вернадский (1863—1945). Он говорит о вечности жизни. Отрицает ее зарождение па Земле, указывая, что нужно объяснять не возникновение жизни па этой планете, а механизм ее появления. Поддерживает идею дальней[1]шей эволюции человека. Но главная его заслуга — разработка концепции ноосферы (сферы разума), которая постепенно формируется па планете благодаря разумной преобразующей деятельности человечества. Со временем границы ноосферы должны расшириться до космических масштабов. Однако необходимо, чтобы научно-техническая сила человека уравновешивалась нравственностью, без которой дальнейшее развитие становится проблематичным.
Жизнь существует вечно. Нужно объяснять не возникновение жизни на Земле, а механизм ее появления на пашей планете.
Из философских мыслей Владимира Вернадского
Работы выдающегося исследователя, создателя космобиологии А.Л. Чижевского (1897—1964) кардинально изменяют представления науки о факторах, влияющих па развитие биосферы и человеческой истории. Он аргументированно показывает мощное воздействие космических сил (в частности, Солнца) на все биологические, психические и социальные процессы на Земле. Эмпирически доказывается, что, па[1]пример, социальная активность человечества (войны, революции, реформы и т.д.) находится в прямой зависимости от циклов активности Солнца.
Космические силы влияют на все биологические, психические и социальные процессы на Земле.
Факт, доказанный Александром Чижевским
Большое значение имеют работы философа-логика А.К. Манеева (род. 1921 г.). Он разрабатывает теорию субстанции, которую понимает как неограниченную, протяженную, активную, полевую реальность. Она есть причина бытия Вселенной. В религиозной философии ее именуют «Богом». Она порождает множество ми[1]ров и систем, в частности континуальные биопсиполя, которые потенциально существуют вечно. В живых организмах они являются «душами». Причем после биологической смерти тела данные поля как субстраты жизни и психики сохраняются. Этот факт открывает человеку дорогу к сознательному индивидуальному бессмертию.
Цитируется по изд.: Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005, с. 287-291.
Примечания «ПК»
* Спасибо автору настоящего текста за более мягкое наименование призвания Константина Эдуардовича. Автор назвал его «теоретиком космонавтики», что, несомненно, лучше, чем советское наименование создателем «ракетотехники». Ибо К.Э. Циолковский космосом занялся лишь для того, чтобы создать условия перехода «Атомов» в качественно новое состояние, которое возможно лишь при значительном размножении этих самых «Атомов» (речь о ста миллиардах и более). Автор справедливо замечает, что советская власть перевирала саму суть учения Константина Эдуардовича. Да и он сам избегал употреблять пугавшие большевиков понятия и категории, заменяя их аналогами. Под маскирующим понятием «Атомы», видимо, скрывается слово «Души» — вечные субстанции, перемещающиеся после смерти человеческих тел в некий Конгломерат душ, в котором продолжаются их творческие взаимодействия. Перспективная цель этого процесса – по мере численного накопления этих самых Атомов-Душ они должны выйти на тот качественно более высокий уровень своего существования, а именно: пребывание в человеческих физических телах станет ненужным, Атомы-Души пребудут в Конгломерате изначально и навечно. Именно так, видимо, следует понимать саму суть учения К.Э. Циолковского в связи с космизмом.