Тора

ТОРА (евр. - учение) - первые пять книг Ветхого завета. Пятикнижие. Авторство этих книг иудейская и христианская традиция приписывает мифическому Моисею. В состав Торы входят книги Берешит (Бытие), Шемот (Исход), Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дебарим (Второзаконие). Содержание Торы составляют мифы о миросотворении, рассказы о потопе, разрушении Содома и Гоморры, легенды о том, как Яхве открылся Моисею, о вручении богом десяти заповедей, наставления о культе и т. п. Богословы выдают Тору за цельное произведение, написанное Моисеем непосредственно со слов Яхве. Научное исследование Торы решительно опровергло религиозную версию о ее богодухновенности и убедительно раскрыло чисто земные источники составляющих ее книг. Основными источниками Торы являются Яхвист и Элохист (рассказ в Торе ведется от бога, именуемого то Яхве, то Эпоха; в русском синодальном переводе Яхве передается словом «господь», Элоха - словом «бог»), а также Второзаконие и Жреческий кодекс.

Яхвист - наиболее древний элемент, восходящий, по-видимому, к 10-9 векам до н. э. В религиозной форме он отражает быт и традиции древнееврейских племен, завоевавших юг Палестины. Элохист сложился в 8-7 веках до н. э. как плод религиозной идеологии древнееврейских племен, закрепившихся на севере Палестины.

Второзаконие было написано жрецами иерусалимского храма в 7 веке до н. э. и отражало стремление царской власти к установлению единого центра богослужения и культа. Жреческий кодекс, самая значительная по объему часть первых четырех книг Торы, начал складываться в 6 веке до н. э. Кодекс включал основные предписания о жертвоприношениях, ритуальной чистоте, пищевых запретах, богослужении, организации жречества и выражал интересы жрецов, претендовавших на главную роль в возникшем рабовладельческом государстве. К началу второй половины 5 века до н. э. Тора уже сложилась примерно в том виде, какой она имеет ныне.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 234-235.