Иудаизм: краткая история учения

История иудаизма

ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА. С точки зрения иудаизма началом этой религии должно считаться призвание Богом Авраама и затем исход евреев из Египта, и особенно откровение, данное Моисею на Синае (Декалог, т. е. 10 Заповедей, и другие этические и культовые предписания); именно «Моше [Моисей], учитель наш», по традиционному еврейскому выражению, предстает как основатель иудаизма. Для становления иудаизма важно «вавилонское пленение» (586—538 годы до н. э.), т. е. разрушение государственности Иудеи вавилонскими завоевателями и насильственное выселение евреев на чужбину; катастрофическая ситуация концентрировала внимание на тех аспектах религии, которые могли быть сохранены в изгнании. Так созревает идея «Писания» как центра всей религиозной жизни, реализующаяся затем в «послепленную» эпоху (с 538 года до н. э.), когда иудеи под верховенством персов (в 333 года до н. э. сменяющегося властью македонян, а позднее римлян) получают возможность вернуться в свою страну и отстраивать Храм и Иерусалим. Тора признается вечным откровением Бога и непреложной мерой жизни еврея (тема библейских книг Эзры и Неемии). Поскольку «народ Божий» остается под властью язычников, получают развитие апокалипсические чаяния непосредственного вмешательства в историю Бога, который восстановит Свое легитимное Царство, одолев в эсхатологическом конфликте человеческие и демонские силы космической узурпации; в этом конфликте особая роль должна принадлежать Мессии, облик которого в различных текстах приобретает наряду с чертами царя-избавителя из древней династии Давида черты священника, пророка и страдальца (некоторые версии различают двух Мессий — страждущего и торжествующего, священника и царя). В иудаизме этой эпохи выделяются религиозные группы: 1) саддукеев, связанных с традициями храмового культа и сословием священников; 2) фарисеев, переносивших акцент с храмового культа на нравственные и обрядовые предписания Торы, на их изучение, правильное понимание и тщательное соблюдение в ежедневной жизни; 3) ессеев и родственных им подгрупп, склонных к эсхатологическим ожиданиям, а в связи с этим — к аскезе (образуя единственный в истории иудаизма институт, подобный монашеству, к числу памятников которого относятся, в частности, тексты Кумрана, открытые в 50-е годы 20 века). В русле фарисейского направления с I века дифференцируются школы Гиллеля и Шаммая, мнения которых, часто контрастирующие (с Гиллелем связывается более человеколюбивая, с Шаммаем — более строгая позиция), оправдывались позднейшей раввинической традицией, а дискуссии между школами увековечены Талмудом. Особую группу составляют в 1 веке иудео-христиане, ряды которых, в значительной мере пополняемые из числа ессеев, лишь постепенно исторгаются из единства иудаизма (ср. проклятие «миним», т. е. «еретикам», внесенное в текст одной из важнейших молитв «Шмоне эсре»). Эсхатологические ожидания все более непосредственно связываются с порывом к освобождению «народа Божьего» от власти язычников; кульминацией и одновременно концом политического мессианства были две войны с Римом, в ре-зультате второй из которых Храм погиб, против еврейской обрядности было устроено трехлетнее гонение, а на месте раз-рушенного Иерусалима римляне выстроили город с нарочито языческим названием (Элия Капитолина). Эта катастрофа привела к новой консолидации иудаизма исключительно на основе фарисейско-раввинических учений, которые должны были заменить евреям, все больше уходящим в диаспору, и погибший Храм, и государство, которое не удалось возродить; учения эти фиксируются в Талмуде. Именно теперь завершается становление идентичности иудаизма. Осколки внефарисейских групп, не принявших талмудической интерпретации данного Торой закона, влачили, по-видимому, более или менее маргинальное существование: после арабского завоевания и осуществленной арабами регистрации религиозных общин они заявили о себе в середине 8 века как караимы. Во 2-й половине 1-го тысячелетия произошла фиксация масоретского текста Библии с диакритикой и пунктуацией. Средневековый этап иудаизма ознаменовался прежде всего продолжением систематизации различных компонентов его вероучения, от библейской экзегезы, где особое значение имел труд Раши (Шломо Ицхаки, 1040—1105), через доктринальные синтезы Саадьи и Маймоннда до мистических систем каббалы («Зогар») и затем, уже на исходе средневековья, у Ицхака Лурии и его школы. На заре Нового времени болезненные переживания восточно-европейского еврейства (особенно массовые погромы, сопровождавшие в середине 17 века действия Богдана Хмельницкого) снова обострили мессианские ожидания; Саббатай Цви (1626—1676) объявил себя Мессией в 1665 году, на смену ему пришли в 18 веке в Польше Иакоб Франк, а также Израиль из Меджибоза по прозванию Бешт (около 1700— 1760), осуществивший синтез каббалы с народной культурой набожного веселья и таким образом основавший хасидизм. В том же 18 веке предпринимаются попытки интегрировать иудаизм культурной парадигмой европейского Просвещения в ее религиозном варианте (М. Мендельсон и др.), из которых развивается в 19 веке течение Гаскалы, в свою очередь подготовившее современный либеральный иудаизм. Сложно отношение между иудаизмом и сионизмом. Святость «земли Израиля» — для иудаизма религиозная ценность, однако возвращение евреев на эту землю мыслилось как эсхатологический знак мессианского времени, и то, что сионизм развивался как движение секулярное, в котором большую роль играли социалисты, создававшие безрелигиозную атмосферу в сельскохозяйственных кооперативах — «киббуцах», что в итоге возникло не царство Мессии, а парламентская республика (хотя и с уступками иудаизму как государственной религии), что восстановление еврейского государства не при-вело к чаемому веками восстановлению Храма, — все это вело к неприятию израильского государства наиболее крайними фундаменталистами.

Попытки дать религиозно-философское обоснование иудаизма производились каждый раз в контексте его встречи с некоторой чуждой культурой, начиная с эллинизма, и обычно на языке этой культуры. Следует отметить обширное наследие писавшего по-гречески Филона Александрийского, сохраненное христианами. В пору средневековья расцветает философское творчество евреев Андалусии, обычно на арабском языке; характерно, что Ибн Гебироль остался в традиции иудаизма как автор богослужебных поэтических текстов, в то время как его философско-теологический труд в прозе, написанный по-арабски, сохранился в латинском переводе. В 20 веке следует назвать труды Розенцвейга и Бубера, впрочем имеющие в современном иудаизме меньше влияния, чем в философии за его пределами; современная мысль иудаизма стоит под знаком поляризации течений секуляризаторских, теряющих интерес к его традиционной проблематике, и фундаменталистских, для которых философия оказывается излишней.

С. С. Аверинцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 186-188.

Литература:

Бубер М. Избр. произв. — «Б-ка алия», 63. Иерусалим, 1979; Стеинберг М. Основы иудаизма. — Там же, 87. Иерусалим, 1981; ШолемГ. Основные течения веврейской мистике, 1-П. — Там же, 114—115. Иерусалим, 1984; УрбахЭ. Э. Мудрецы Талмуда. — Там же, 116. Иерусалим, 1986; Штайнзальи, А. Роза о тринадцати лепестках. Иерусалим—М,—Рига, 1990; Oesterley W. Е. О. and Robinson J. М. Hebrew Religion and its Developments, 2 ed. L., 1937; Baron S. W. A Social and Religious History of the Jews, I—XVIII. Phil., 1952-76; Scholem G. Ursprunge und Anfange der Kabbala. В., 1962 (Studia Judaica 3); Idem. Von der mystischen Gestalt der Gottheit. Studien zu Grundbegriffe der Kabbala. Ziirich, 1962; Idem. Uber einige Grundbegriffe des Judentums. Fr./M., 1970; Urbach E. E. The Sages. Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1971; MajerJ. Geschichte der jiidischen Religion. В., 1972; Idem. DasJudentum. Munch., 1973; Martin B. A History of Judaism. I—II. N. Y„ 1974; Rose M. Der AusschlieG- lichkeitsanspruch Jahwes. Stutt., 1975; Fohrer G. Glaube und Le- benim Judentum. Hdlb., 1979; KeelO. (Hrsg.), Monothcismus im Alten Israel und seiner Umwelt. Fribourg, 1980; Mussaph-Andriesse R. C. From Torah to Kabbalah. A Basic Introduction to the Writings of Judaism. L., 1981; Untemum A. Judaism. L., 19X1; StembergerG., Struck H. L., Einflihrung in Talmud und Midrasch. Munch., 1982; CasarilG. Rabbi Simeon Bar Yochai et la Cabbale. P., 1990.

Понятие: