Возникновение зороастризма
Исследование имеющихся источников, и в первую очередь дошедших до нашего времени частей священной книги зороастризма — «Авесты», позволяет утверждать, что Зороастр был вполне реальным лицом. Его имя может быть этимологизировано как «(обладающий) золотистыми (илистарыми) верблюдами» [14]. Время жизни Зороастра скорее всего следует датировать концом VII — первой половиной VI века до н. э. [15] Судя по историко-географическому кругозору Авесты [16], учение Зороастра довольно быстро распространилось на такие территории, населенные восточно-иранскими племенами, как Хорезм, Маргиана, Парфия, Арея, Согд, Бактрия, Арахосия и Дрангиана.
По заключению некоторых исследователей, диалекты, на которых написана Авеста, имеют сходство как с западно-иранскими, так и с восточно-иранскими языками, что заставляет искать родину Авесты в «промежуточных» районах, а именно в Маргиане, Арее или Систане [17]. Хотя, согласно средневековой традиции, местом деятельности Зороастра была Бактрия, это, по-видимому, надо считать лишь позднейшим осмыслением биографии Зороастра. В ранних частях Авесты Бактрия не упоминается, что, возможно, объясняется враждой между покровительствовавшим Зороастру правителем Виштаспой и царьками того политического объединения, которое в это время складывалось на территории Бактрии.
Ко времени выступления Зороастра у восточно-иранских племен существовал обширный пантеон различных божеств,, в той или иной степени связанных с силами природы. Здесь был покровитель воинов и стад грозный Митра, богиня плодородия Анахита — покровительница земледелия, звезда Тиштрия — Сириус, вызывающая благодатный дождь, духb предков Фраварти. Гимны этим божествам, так называемые Яшты, представляют собой древнейшие по содержанию части Авесты.
Зороастр попытался заменить эти древние верования стройной системой дуалистической религии. Центральное место в новой религии было отведено культу светлого божества Ахура-Мазды (буквально «господин мудрый»). Культ этого божества, олицетворявшего добро и все положительные начала, до Зороастра был распространен среди ираноязычных племен. Его антиподом в религии Зороастра выступает «князь тьмы» Ангро-Манью, позднее Ахриман, или Ариман. Приверженец религии Зороастра отнюдь не должен оставаться пассивным созерцателем вечной борьбы двух начал. Зороастр страстно призывает выступать на стороне добрых сил. Доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния —- таковы три орудия, с помощью которых человек должен обеспечить торжество света и добра над силами тьмы и зла.
Нет сомнений, что в дуализме зороастризма опосредованно отразились реальные противоречия общества, в котором складывалась эта религия.
Для объяснения общественных истоков зороастрийского дуализма были предложены различные толкования. Видимо, наиболее правы те исследователи, которые связывают появление этой религии с развитием межплеменных противоречий в современном Зороастру обществе, и в первую очередь противоречий между оседлыми и кочевыми племенами [18]. Действительно, содержание Гат [19] и ряда Яштов (Михр-Яшт и др.) показывает, против кого направлены проповеди Зороастра. Это прежде всего мелкие правители, враждебные Виштаопе, покровителю пророка, и особенно кочевые племена — тура, разоряющие оседлые селения, угоняющие стада скота (ср. специальный термин Ригведы gavisti - 'угон скота'), бывшие в тот период основным мерилом благосостояния [20].
Эти кочевые племена, жившие по соседству с оазисами, под различными названиями хорошо известны и из других источников. Так, в конце VII — первой половине VI века до н. э. приобрел большое значение сакский кочевой союз, легендарная предводительница которого Зарина подчинила целый ряд оазисов с оседлым населением и вела из-за Парфии войну с мидянами (Diod., II, 34). Кочевники, располагавшиеся по границам земледельческих оазисов, были постоянной угрозой для оседлого населения. Недаром позднее, с появлением сильной центральной власти, все основные оазисы Маргианы, Согда и Бактрии были окружены длинными стенами. Нет ничего удивительного в том, что эти события нашли яркое отражение и в зороастрийской религии.
Как можно судить по Гатам, Зороастр, выдвигая на первый план культ Ахура-Мазды, пытался вытеснить культы многих других ранее почитаемых божеств. Может быть, в какой- то мере это ему удалось в начальный период его деятельности [21]. Однако вскоре после его смерти культы древних божеств были восстановлены и посвященные им Яшты вошли в Авесту, которая, таким образом, представляет соединение текстов, связанных со старыми иранскими культами дозороастрийского периода, этико-философского дуализма Зороастра и — в некоторых частях — исторических преданий.
Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. М., 1964, с. 51-53.
Примечания
14. Ср. Дьяконов И., История Мидии, стр. 385.
15. Наиболее реальной датой начала распространения проповеди Зороастра признается 569 г. до н. э. (Абаев, Скифский быт, стр. 24; Altheim, Zarathustra und Alexander der Grosse, p. 329). В. Хеннинг приводит следующие возможные датировки жизни Зороастра: 630—653, 628—551 и 618— 541 гг. до н. э. (Henning, Zoroaster, p. 41). Ряд исследователей склонен датировать время жизни Зороастра началом I тысячелетия до н. э.
16. Струве, Родина зороастризма.
17. Ряд исследователей, в том числе А. Мейе, считал авестийский язык (не нашедший продолжения ни в одном из современных иранских диалектов) представителем северо-западной группы иранских языков (мидийско-парфянская группа). См. Tedesco, Dialectologie. Однако последующие работы показали, что по целому ряду признаков авестийский язык сближается с восточно-иранскими диалектами (см. Morgenstierne, Indo-Iranian Frontier Languages; Фрейман, Диалектологические отношения; Henning, Zoroaster, p. 44 sq.).
18. Geiger, Ostiranische Kultur; Абаев, Скифский быт, стр. 34 и сл.
19. Гаты — поэтические проповеди, созданные, видимо, самим Зороастром.
20. Частое упоминание скота в авестийских текстах заставляло многих исследователей рассматривать общество времени Зороастра прежде всего как общество скотоводческое. Основное сословие производителей в Аресте именуется обычно vastrya-fsuyant, «заботящийся о корме скоту», «крестьянин-скотовод». Археологические данные не оставляют сомнения в том, что в рассматриваемое время основным населением Систана, Ареи, Маргианы были оседлые земледельцы-скотоводы.
21. Показательно, что, например, в Маргиане в IX—VI веках до н. э. прерывается древняя традиция изготовления мелкой терракотовой скульптуры, в том числе фигурок, изображавших женское божество.