Патриции и плебеи: теории происхождения

После изгнания этрусской династии в Риме активно формируется полисная организация, гражданская община. Вслед за римлянами исследователи определяют характер их политических связей на уровне всей общины как res publica, переводя этот термин словом «государство», но одновременно уточняя его смысловые оттенки. Res publica - публичное дело, своеобразная антитеза res privata, делам частным, семейным. Res publica - не только государство, но вся совокупность общих интересов, отношений, состояний, прав 69; это со-

__________

69. Drexler H. Politische Grundbegriffe der Römer. Darmstadt, 1988. S. 1-30.

[53]

вместное существование, конституция и политика Цицерон определял res publica как res populi - дело народа (Resp. I. 25. 39), понимая под populus множество людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Для характеристики государственно-правовой системы очень важно определить, кого включал в себя римский populus, и изменялся ли его состав с течением времени, учитывая правовые различия в положении патрициев и плебеев.

Патриции - полноправные граждане римской общины, объединенные в gentes, составляли привилегированную часть общества. Поскольку patricii происходит от patres, то, по мнению Иосифа Алексеевича Покровского, Сергея Ивановича Ковалева и других исследователей, вероятно, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и, соответственно, мог иметь законных сыновей 71.

 Изначально только патриции имели право заключать законный брак, и только рожденный в таком браке человек мог считаться гражданином (квиритом). В соответствии с традицией, насчитывалось 300 патрицианских gentes. Члены этих родов имели три имени: nomen (родовое имя), praenomen (личное имя), cognomen (семейное имя) или agnomen (личное прозвище).

В основных гражданских правах патрициев сомневаться не приходится. Они имели имущественную правоспособность, активное и пассивное избирательное право, право аренды общественной земли (оккупации ager publiais). По мнению многих исследователей, до реформ Сервия Туллия только патриции составляли римский народ - populus Romanus. По его реформе плебеи стали привлекаться к военной службе и понятие римского гражданства с течением времени стало охватывать и плебеев.

Проблема состава римского populus подвергнута подробному анализу в работах И.Л. Маяк 72, делающей вывод, что «плебеи первоначально, включая раннюю Республику, не входили в

_______

70. BarceloP. Altertum. Bd. 1. Weinheim, 1994. S. 197.

71. Покровский H.A. История римского права. СПб., 1999. С. 92; Ковалев СИ. История Рима: Курс лекций. Л., 1986. С. 60.

72. Маяк И.Л. Populus, cives, plebs начала Республики // ВДИ. 1989. № 1. С. 75-77; она же. Римляне ранней Республики. М., 1993.

[54]

populus» ; Цицерон же, отражая представления своего времени, использовал «слово populus для обозначения народа в целом, без выделения патрициев и плебеев» 74.

 Отмечая эволюцию смыслового содержания термина populus, И.Л. Маяк видит лежавший в ее основе «длительный процесс борьбы плебса за экономическое и политическое равноправие с патрициями, т.е. за фактическое и полное включение в populus Romanus, что можно датировать начальными десятилетиями III в. до н.э.» 75.

Исследователи, не разделяющие трактовку состава раннереспубликанского populus как чисто патрицианского, указывают обычно на этимологическое родство этого понятия с греческим πόλεμος, усматривая основную смысловую нагрузку термина в значении «военный народ», «вооруженный народ», а, следовательно, понимая под ним всех граждан, патрицианского и плебейского происхождения 76.

При этом подчеркивается, что популюс и патриции, будучи соответственно военной организацией и социальным коллективом, совпадали до эпохи Сервия Туллия, а со времени его центуриатной реформы понятие populus стало постепенно распространяться и на плебеев 77.

Плебеи - лично свободные люди, но по сравнению с патрициями изначально неравноправны. Как уже отмечено, некоторые исследователи связывают происхождение слова plebs с греческим πόλεμος, другие же с греческим πλήθος (масса, народ) 78; ближайший латинский глагол - plere - наполнять.

Что можно сказать об изначальном неравенстве плебеев с патрициями? 1. Они не могли быть избранными на государственные должности. 2. Они не имели права вступать в брак с патри-

___________

73. Маяк И. Л. Римляне ранней Республики... С. 83.

74. Там же. С. 65.

75. Маяк И. Л. О переводе термина tribunus plebis // Власть, человек, общество в античном мире: Докл. конф. 1996 и 1997 гг. М., 1997. С. 69.

76. Demandi А. Antike Staatsformen. Eine vergleichende Verfassungsgeschichte der Alten Welt. Berlin, 1995. S. 395.

77. Токмаков В. Η. Методика изучения эволюции понятия «популюс» в раннем Риме (VI-V вв. до н. э.) // Методология и методика изучения античного мира: Докл. конф. М., 1994. С. 48-53.

78. См.: Кофанов Л. Л. Обязательственное право... С. 27-28.

[55]

циями. 3. Спорным является вопрос о том, участвовали ли плебеи в куриатных собраниях патрициев, а следовательно, в каком они находились положении по отношению к патрицианской родовой организации.

Плебейские роды были, но, скорее всего, организационно, как община, плебейский gens не функционировал. Если он в та[1]ком виде и действовал, то только уже в IV в. до н.э. (после законов Лициния-Секстия). До этого времени римские роды (как организация) государством не признавались. Естественно, что плебеи, поскольку они тоже вели свое родство, обозначались родовым именем (nomen); в IV в. до н.э. к нему добавилось имя ветви рода или большой патриархальной семьи внутри рода (cognomen) Теорий происхождения патрициев и плебеев выдвигалось немало. Это связано с тем, что сведения источников противоречивы, сбивчивы, часто не стыкуются друг с другом.

1. Гипотеза, усматривающая в патрициях коренное гражданское население, а в плебеях - пришлое из других общин (принудительно переселенных в Рим или добровольно в него переселившихся). Эта теория была создана Бартольдом Нибуром и доныне в самом общем виде принимается рядом исследователей. Б. Нибур полагал, что плебеи могли быть иногда добровольными переселенцами, а иногда насильственно депортированными из покоренных племен. И.Л. Маяк, развивая эту гипотезу, считает плебеев депортированными латинами.

2. Гипотеза, на первый план выдвигающая этническую разницу плебеев и патрициев, а также фактор завоевания. Сословия рассматриваются как происходившие от разных племен, причем одно племя покорило другое. При этом этническая принадлежность тех и других определялась по-разному. Одни авторы считали патрициев сабинами, а плебеев - латинами. Другие, наоборот, признавали патрициев латинами, а плебеев рассматрива[1]ли как сабинов и этрусков. Третьи полагали, что патриции - это латины и сабины, а плебеи - этруски. Четвертые утверждали, что патриции - этруски, а плебеи - латины.

3. Третья гипотеза усматривает происхождение сословного барьера в имущественной дифференциации римского общества. Эта теория была предложена Эдуардом Мейером на рубеже XIX -

[56]

XX вв. Согласно такому взгляду, патриции и плебеи были этнически однородны, плебеи были таким же коренным населением (и всегда были гражданами), как патриции, но в результате имущественного расслоения приобрели иное социальное положение.

4. Четвертая гипотеза является комбинированной из двух других, ее сторонники усматривают сначала этническую разницу, а затем, по их мнению, все большее воздействие приобретал социально-имущественный фактор. Согласно этой теории, патриции возникли как сословие в результате слияния латинской и сабинской общин, а плебеи были представлены преимущественно этрусским этническим элементом. Затем первоочередное значение стало иметь различие не этнического происхождения, а материального положения.

Состояние источников таково, что все теории о происхождении плебеев остаются, во многом, умозрительными построениями, а потому можно предложить их большое количество, но очень трудно любую из них полноценно аргументировать.

В период ранней Республики плебеи нередко были клиента[1]ми патрициев. Позднее клиентами становились в основном вольноотпущенники. Но для раннереспубликанского периода традиция далеко не всегда разделяет плебеев и клиентов. То есть, видимо, нередко плебеи вступали под патронат патрициев. Если у клиента не было завещания, то его имущество наследовалось патроном. Если клиент не повиновался патрону, то через суд его можно было обратить в рабство. Но патрон был обязан ограждать клиента от притеснений со стороны других лиц и защищать его в суде.

В целом, патриции и плебеи - архаические сословия. Сторонники формационной теории называют их обычно «классы-сословия» (вспомните, какие группы людей в марксистской теории называются классами, - критерий здесь, в первую очередь, отношение к собственности на средства производства). Но частную собственность на землю плебеи могли иметь - это не подлежит сомнению, даже не дискутируется. Дискуссионным является вопрос о их праве на ager publicus.

Письменных свидетельств о сословной борьбе немало, и они разнообразны, но они представляют собой разрозненные сведения об отдельных эпизодах и событиях этой борьбы. Подробно

[57]

последовательно описаны события сословной борьбы (во всяком случае, - главные) только в сочинении Ливия 79.  Дионисий Галикарнасский рассматривает ряд ее эпизодов, которые изображены и у Ливия, давая тем самым материал для сопоставления информации. Сведения по данному вопросу содержатся также у Диодора, Варрона, Валерия Максима, Плиния Старшего, Аврелия Вик[1]тора, Цицерона, Плутарха, Светония.

___________

79. Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме: Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1990. С. 3-4.

 [58]

Цитируется по изд.: Дементьев В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Ярославль, 2004, с. 53-58.