Алхимия (Хиритонович, 2003)

Алхимик (Р. Бэкон).

Особая отрасль теоретического и практического знания, сочетающая натурфилософию, магию и технохимические процедуры и направленная на преобразование материи (в первую очередь металлов), понятое как приведение ее в более совершенное состояние. Само слово возникло на рубеже VII и VIII веков и занесено в Западную Европу в XII веке. Его префикс представляет собой арабский определенный артикль «аль». Корень же исследователи (а иногда и сами алхимики) производят от греч. chymos - «сок, жидкость»; либо от древнеегип. khemi — «Черная» (подразумевается «Черная Земля» — самоназвание Древнего Египта).

В науке принята следующая периодизация алхимии:

1-й период — александрийская, или греко-египетская алхимия (II—VI века). Основные тексты написаны по-гречески и основаны на неоплатонически-гностических рассуждениях о единстве всего сущего, о возможности совершенствования и одухотворения плоти, о связи металлов с планетами, а также содержат технические сведения об амальгамировании, очистке металлов и об изготовлении поддельного (ученые спорят о том, считали ли его таковым сами мастера) золота.

2-й период – арабский (VII-ХII века). Первым по времени арабским алхимиком считается Хадид-ибн-Язид (около 660-704), самым известным - автор книги «Сумма совершенств» Джабир-ибн-Хайан (ок. 721-815), получивший в Европе имя Гебер. Среди авторов алхимических сочинений называются: Ар-Рази (или Разес в европейской традиции) (865-925), великий медик Абу-Али-ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), знаменитый философ Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Помимо описаний химической аппаратуры и реакций в трудах арабских алхимиков, не без влияния перипатетической мысли, появляются серно-ртутная теория (представления о том, что все металлы состоят из серы и ртути в разных соотношениях) и рецепты получения философского камня.

3-й период - западная алхимия (XII-XV века). Хотя первое упоминание об алхимиках на Западе относится к 1063 году, начало этого периода отсчитывают с XII века, момента появления большого количества переводов с арабского сочинений как греческих, так и собственно арабских авторов, начала активного распространения перипатетической философии. Алхимические теории занимают почетное место в средневековых энциклопедиях. Среди адептов алхимии числятся мыслители Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1193— 1280), Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (Джованни да Фиданца) (1221-1274), светоч схоластики Фома Аквинекий (1225-1274), один из самых оригинальных умов средневековья Рамон Льюль (1235-1315), знаменитый медик Арнольд из Виллановы (1250— 1313? или ок. 1235-1311), писатель, один из авторов «Романа о Розе» Жан де Мен (ок. 1250—ок. 1315), собственно алхимики француз Никола Фламель (1330—1418), англичане Джон Дастин (90-е годы ХIII века - ок. 1385) и Исаак Холланд (XIV—XV века), немец Василий Валентин (середина XV века) и многие другие. Именно этот период считается эпохой расцвета алхимической теории и практики.

Следующий, 4-й период описывается как время одновременно упадка алхимии и зарождения идей, послуживших основанием для новой, научной химии. Этот период завершается в середине XVII века и именуется обычно периодом ятрохимии (от греч. iatros - «врач»). Основателем последней был Теофраст Ауреол Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541), более известный под псевдонимом Парацельс. Он заявлял, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». Ятрохимики, не отрицая аристотелевых натурфилософских теорий, основное внимание уделяли фармакологии. Алхимия продолжает практиковаться до конца XVIII века и даже в XIX веке, и в это время ее представляли такие колоритные фигуры, как загадочный граф Сен-Жермен (умер между 1784 и 1795) и авантюрист Джузеппе Бальзамо (1743-1795), именовавший себя графом Калиостро. Однако предел алхимическим теориям положил английский ученый Роберт Бойль (1627- 1691), который в своей главной работе «Химик-скептик» (1661 г.) доказал химическую неизменность элементов.

Подобная схема истории алхимии достаточно условна. Ведь датировка большинства алхимических текстов весьма ненадежна: например, так называемая «Изумрудная скрижаль» впервые упоминается на рубеже XII и XIII веков, но известна нам лишь в издании 1541 года; значительная часть алхимических текстов дошла до нас в публикациях XVI - начала XVIII веков. Многие алхимические труды созданы гораздо позднее того времени, которому они приписаны: так, под именем Гебера писал некий латино-язычный автор XIV века.

Натурфилософские основы алхимии базируются на учении Платона («Тимей») и Аристотеля (IV книга «Метеорологики»), согласно которому материальный мир состоит из четырех элементов - земли, воды, воздуха и огня и определяется двумя парами противоположных качеств: сухое - влажное и горячее - холодное. Особенности всякого иного вещества определяются набором этих составляющих первоэлементов и их качеств. Металлы и минералы образуются в недрах Земли путем различных природных процессов, заключающихся в смешении элементов и их нагреве. Вещества, в зависимости от сочетания элементов, длительности и температуры их взаимодействия, могут быть более или менее совершенными; самое совершенное, наиболее устойчивый сплав первоэлементов, - золото. Всего в природе наличествует семь металлов, каждому из которых соответствует своя планета: золоту - Солнце, серебру — Луна, ртути - Меркурий, меди - Венера, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу — Сатурн. Поскольку основа металлов и всего сущего едина, металлы могут превращаться один в другой; это изменение (трансмутация, на языке алхимии - Великое Деяние) может иметь место в результате операций, воспроизводящих природные процессы. Все металлы состоят из двух начал: серы, сухой и горячей, состоящей из огня и наделенной свойствами горючести, летучести, активности и переменности состава, и ртути, влажной и холодной, состоящей из воды со свойствами огнеупорности, нелетучести, пассивности и постоянства состава. Сера (сульфур) - форма вещества, ртуть (меркурий, «живое серебро») — материя. В некоторых текстах упоминается и третье начало металлов: чаще всего соль, иногда конкретная аммонийная соль (нашатырь), реже мышьяк или его соединения, еще реже вода, иногда не простая, а «металлическая». Это дополнительное начало воплощает в себе так называемую квинтэссенцию и является либо движущей силой химических реакций, либо принципом фиксации, т.е. достижения устойчивости полученного вещества. В самых ранних алхимических сочинениях превращение металлов происходит непосредственно, но уже в арабской алхимии появляются представления о некоем реактиве, который, соединяясь с неблагородными металлами, превращает их в благородные, — философском камне (он же магистериум, тинктура, медикамент). Иногда речь заходит о двух разновидностях философского камня: малом магистериуме (он же - белый лев), с помощью которого не-благородные металлы превращаются в серебро, и великом магистериуме (красном льве) — для получения золота. Трансмутация трактуется в разных случаях по-разному, либо как постепенный переход одних металлов в другие, например, железа в свинец, свинца в медь и т. д. до золота, либо как процесс в два этапа - из неблагородного металла в серебро и далее в золото, либо как единовременный акт. Операции — растворение, возгонка, окрашивание и т.д. — применяются для создания философского камня. Магистериум не только преобразует металлы, он придает совершенство всему и является, таким образом, универсальным всеисцеляющим лекарством (панацеей), раствор философского камня (aurum potabile, т.е. «питьевое золото») дарует вечную молодость.

Однако алхимия не исчерпывается натурфилософией. Платоновские представления о сущностном единстве мира в позднем неоплатонизме и его гностических вариантах трансформировались в представления о единстве магическом. «Все в одном» — девиз и гностиков, и алхимиков, и магический знак этого единства и вечного возвращения — уроборос (змей, кусающий свой хвост) - является обо-значением обратимой реакции в алхимии. Трансмутация оказывается одновременно и при-родным (или подражающим природе) преобразованием, и волшебным превращением. Алхимики, основываясь на труде Аристотеля «О возникновении и уничтожении» и, в частности, на его утверждении о том, что идеальные первоэлементы — огонь, вода и т. д. — не тождественны эмпирическим огню и воде, также доказывали, что идеальные Меркурий и Сульфур философов — не то же самое, что обычные ртуть и сера. То же касается веществ и операций. «Дух» (spiritus) есть летучие вещества либо вещества, оставшиеся после перегонки, и тем самым являющиеся сущностью перегоняемого соединения (так получил свое название образующийся путем дистилляции вина винный спирт — spiritus vini, «дух вина») и одновременно духовная сущность, проникающая в тела и меняющая их субстанцию. Философский камень есть Великий Дух, но в «Книжице об алхимии», приписываемой Альберту Великому, «субстанциональные духовные начала» суть аурипигмент (сернистый мышьяк, AS,S,) и нашатырь, и одна из глав упомянутого трактата называется «О растворении в воде субстанциональных духовных начал». Подобный ход мысли, практически не различающий идеального и реального, характерен для средневекового мышления. Алхимические практические действия являются одновременно и ритуальными. Существуют самые разные описания и перечни последовательных операций получения магистериума, но все они сводятся к той идее, что для перехода из одного состояния в другое необходимо «умереть» и «возродиться». Все алхимические операции начинаются с реакций осаждения, коагуляции, первая стадия Великого Деяния обязательно включает в себя гниение (вся эта группа операций носит общее название melanosis - «чернение», или nigredo — «чернота»), т.е. смерть вещества, обращение его в нечто неподвижное, в труп, прах, первоматерию; затем идет растворение, фильтрация, осветление веществ (все это именуется leukosis — «беление», или albedo — «белизна»), т. е. оживление, возрождение и придание необходимых субстанциональных качеств; и, наконец, возгонка и получение искомого вещества красного и/или золотого цвета (это — xanthosis — «золочение», либо rubedo - «краснота»). Мифом и магией проникнута и алхимическая символика и терминология: например, Солнце - золото, Мертвая голова — нерастворимые осадки, Таинство соития (mysterium conjunctions) — некоторые реакции, Могучий цыпленок - печь для нагрева. Символы в алхимии неоднозначны, взаимозаменяемы. Одно название может обозначать разные вещества, например, красный лев — это золото, философский камень, киноварь, сурик и многое др.; разные наименования — одно, например, ртуть - это Меркурий, дева, царица, жена, белизна, матка и т. д., сера — Сульфур, юноша, царь, муж, краснота, семя и т. д. Серно-ртутная теория есть также и миф о соединении мужского и женского начал, о порождении всего материального мира, космогонический миф, персонажи которого являются одновременно и веществами, и существами. Темный язык алхимиков — средство сохранить тайны своего искусства и в то же время отличный от обыденного язык заклинаний.

Цель алхимии — не просто создание золота, но чудесное преображение материального мира, сотворение нового, совершенного космоса, трансмутация — одухотворение материи. В процессе Великого Деяния происходит преобразование и вещества, и самого алхимика, трансмутация доводит до совершенства обоих, и, наоборот, несовершенный человек не может проделать траксмутацию. Потому из трактата в трактат переходят особые требования, предъявляемые к алхимику. Здесь и запрет на передачу знаний посторонним, ибо это знание дает власть над миром и не должно попасть в дурные руки. Здесь и требование бескорыстия — со-творивший золото сам не должен им пользоваться, разве что - в благих целях: по легенде, Рамон Льюль созданное им золото передал королю Англии Эдуарду III (1312-1377, король с 1327) на организацию крестового похода (никого, видимо, не смущало, что Льюль умер через три года после рождения Эдуарда и за двенадцать лет до восшествия того на престол); Никола Фламель на алхимическое золото основал несколько больниц и домов для престарелых в Париже. Здесь и требование аскетической жизни; это в пародийной форме обыграл Бен Джонсон (1573—1637) в комедии «Алхимик» (1610 г.): дабы обмануть жадного горожанина, жулики-лжеалхимики накануне Великого Деяния, которое тот должен свершить по их рецептам, подсовывают ему девицу легкого поведения; трансмутация заканчивается полной неудачей, в которой виноват, конечно, сам несостоявшийся алхимик, нарушивший зарок целомудрия. Но все указанные этические требования неотделимы от технических: в упоминавшейся «Книжице об алхимии» в списке правил поведения алхимика седьмое требует сторониться сильных мира сего, а предыдущее, шестое - использовать сосуды из стекла либо глазурованные изнутри.

Алхимия находится в сложных отношениях с официальной религией. С одной стороны, пресуществление, преобразование плоти — вполне христианские понятия, и алхимики не уставали заверять всех, что их искусство — от Бога, с другой, в христианстве данные акты есть проявление божественной воли, есть чудо либо таинство, тогда как в алхимии - результат технохимических операций. Алхимики сами именовали себя философами, т.е. любителями (и знатоками) мудрости, но это же слово значило в средние века и мага и неверующего.

В Дантовом аду, в десятом рве восьмого круга мучаются алхимики - подделщики металлов. Известны выпады Джеффри Чосера (1340-1400) против алхимии в «Рассказе слуги каноника» из «Кентерберийских рассказов». Но осуждается не столько сама алхимия, сколько связанное с нею мошенничество. Осмеяв химерические бредни тех, кто гоняется за призраком богатства, а находит лишь нищету, Чосер признает существование подлинной алхимии, достойнейшей из наук. Периоды особенного увлечения алхимией - II-VI и XIV-XVI века, эпохи кануна и заката средневековья.

Д.Э. Хиритонович

Цитируется по изд.: Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. М., 2003, с. 39-42.

Литература:

Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. М., 1980; Джуа М. История химии. 2-е изд. М., 1975; Морозов Н А. В поисках философского камня. СПб., 1909; Орлов М .А Алхимия. Пг., 1917; Пуассон А. Теории и символы алхимиков. Пг, 19!5;Ра6инович В .Л .Алхимия как феномен средневековой культуры. М , 1979;Benhe- 1 о t М Les origines de I'alcliimie. P., 1885; Idem. La chimie du Moyen Age. V 1-3. P 1893-1898; Cross I and M P Historical studies in the language of chemistry. Cambridge (Mass.), 1962; Holmyard E.J Alchemy. L., 1957; Hopkins A.J Alchemy. Child of greek philosophy. N.Y., 1934; Jung С С Psychology and alchemy //Idem The collected works. V 12. L., 1957; Idem Symbols of transformations//Ibid. V 3.L, 1956;Klossowsky de Rola S Alchemy. The secret art. L., 1973; Lennep I van Art etalchimie. Etude del'icono- graphie hermctique et des ses interferences. Bruxelles, l966;Lippman E О von EntstehungundAus- breilung der Alchemic. Bd. 1-2. В., 1919-1931, Bd. 3. Weinheim, 1954; S t i 11 m a n M The story of alchemy and early chcmistjy. N.Y., 1960; Thomson G.J S The lure and romance of alchemy. L., 1932.

Понятие: