Титул джамук у тюрков
В мусульманских источниках (Бируни, Самани, Наршахи) засвидетельствован специальный среднеазиатский титул хамук или джамук, происхождение и этимология которого неизвестны. В свое время В. В. Бартольд считал его одним из титулов, присвоенных бухарской аристократии. По его мнению, тот же титул встречается у тюрков [1, 1, 239, прим. 5]. К такому заключению В. В. Бартольд пришел на основании рассказа Табари об убийстве Сулу-кагана тюркским князем курсулом (фонетическая передача арабским письмом тюркского титула кюльчур) в 737 г.; согласно рассказу, при этом присутствовали и принимали участие в похоронах кагана ахлу-л-байти-л-джамукййн «люди дома (рода) ал-джамукийн» или, если видеть в слове джамукййн мн. ч. от ед. джамук, как это было принято до сих пор, «представители (люди) семьи (рода) джамук». По словам того же Табари, эти люди принадлежали к тюркским азимам, т. е. к тюркской знати (3, II, 1613), что и послужило В. В. Бартольду основанием для заключения относительно принадлежности титула джамук тюркам.
В свое время И. Маркварт [7, 181— 182] и Э. Шаванн [4, 285 и прим. 3], сопоставив рассказ Табари с параллельными известиями китайских источников [ср. также 2, 1, 299], установили, что в рассказе Табари речь идет о Мохэ-дагане (Бага-тархане), носившем титул кюльчура (курсула у Табари) племени чумугэнь, одного из пяти племен тулу, занимавших в начале VIII века районы Тарбагатая [4, 270]. Однако дальше в своих выводах ни И. Маркварт, ни Э. Шаванн не пошли.
Название племени чумугэнь до сих пор было известно только по китайским источникам, в которых оно встречается неоднократно [например, 5, 60 и 61]. Ни в каких других источниках, в том числе и мусульманских, оно до сих пор никем не отмечалось. Между тем, на наш
взгляд, отождествление тюркского племенного названия чумугэнь в китайских текстах с джамукййн в мусульманских, которое в таком случае следует читать чумукййн, представляется неизбежным. Такая конъектура вполне допустима исходя из норм арабской графики.
И речь у Табари идет не о тюрках, носивших титул джамук, как это предполагалось, а о вождях тюркского племени чумукин, кюльчуром которых, согласно китайским источникам, был Мохэ-дагань. Именно они после ухода своего кюльчура, убившего кагана и бросившего на произвол судьбы его труп, совершают требуемые обычаем обряды над телом кагана, о чем рассказывает Табари.
Название того же тюркского племени сохранилось и в топонимике Северного Афганистана в названии местечка в районе Балха — Пули джумухийн (Мост *чумухиней) и селения Дастджирди джумукийн (Дастджирд *чумукиней) 1. Оба эти названия приводятся Р. Н. Фраем, по мнению которого их общий компонент чумукиин представляет мн. ч. от ед. чумук — титула бухарской знати [6, 143].
Таким образом, засвидетельствованные в мусульманских источниках два термина — джамук(вар. хамук) и джамукййн (вар. джамухййн) отнюдь не одно и то же: первый из них действительно специальный среднеазиатский титул, носивший уже в VIII веке реликтовый характер; второй — название тюркского племени или рода чумукин (в кит. передаче чумугэнь) и засвидетельствован, как оказывается, не только в китайских текстах, но и и арабском — у Табари.
О. И. Смирнова. Тюркологические заметки. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Под общ. ред. Д.А. Ольдерогге. Выпуск XI. Страны и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1971, с. 64-65.
Примечания
1. Дастджирд — арабизированная форма персидского дастгард — «имение». Глухой согласный в названии местечка Пули джумухййн в районе Балха подтверждает предлагаемое чтение названия племени *чумукин у Табари с глухим гласным в последнем его слоге. Названные два топонима имеют и самостоятельный интерес, так как свидетельствуют о том, что тюркское племя чумукиней (кит. чумугэнь) известное время составляло часть оседлого населения Северного Афганистана.
Литература
1. Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, — Сочинения, т. 1, М ., 1963.
2. Бичурин Н. Я. (Иакинф) , Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, I, М .—Л ., 1950.
3. Табари (Лейденское издание).
4. Chavannes Ed., Documents sur les Tou-kiue (turcs) oxidentaux. Recueillis et com[1]mentes par..., — Сборник Орхонской экспедиции V I, СГ16., 1903.
5. Chavannes Ed., Notes additionelles sur es Tou-kiue (turcs) oxidentaux,— Toung-Pao, 1904, 2-me ser., vol. 5, стр. 1— 110.
6. Frye R. N., Jam uk, sogdian ' pearl’. — JA O S , 1951, 71, 2, стр. 142— 145 (там же см. библиографию).
7. Marquart I., Historische Cilossen zu den altturkischen Inschriften...,— W ZM , X II,1898.