Аналитическая философия

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление буржуазной философии 20 века, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ рассматривается в аналитической философии в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающие философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование. Отрицая, таким образом, правомерность философии как самостоятельного вида познавательной деятельности и рассматривая свою задачу как своего рода разоблачение и преодоление самостоятельности философии, аналитическая философия выражает тенденцию неопозитивизма в современной философии. Аналитическая философия получила распространение главным образом в США и Великобритании; отдельные представители и группы аналитической философии имеются в скандинавских странах и Австралии.

Внутри аналитической философии можно выделить два направления: логического анализа философию, которая в качестве средства анализа применяет аппарат современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергающую логическую формализацию как основной метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в том числе когда он применяется при формулировке философских понятий. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в современной буржуазной философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в аналитической философии, появилось в буржуазной философии 20 века у Рассела и Мура как определенный метод разработки философской проблематики в противоположность спекулятивному системосозиданию, характерному, в частности, для абсолютного идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую роль в формировании исходных установок аналитической философии сыграл «Логико-философский трактат» Витгенштейна, оказавший значительное влияние на формирование логического позитивизма. Хотя последний и можно рассматривать как форму аналитической философии, сами его представители не считали анализ самоцелью, а использовали его как средство реализации программы общенаучного синтеза в так называемой унифицированной науке. Само понятие «аналитическая философия» получает распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные течения буржуазной философии, предметом анализа которых были языковые средства науки, обыденного языка и самой философии. Распространение термина «аналитическая философия», вытесняющего термин «неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма, с невозможностью упразднить классическую философскую проблематику, осуществить всеохватывающий анализ «языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-идеологизировать» философию. Для аналитической философии характерна тенденция, сохранив идею анализа как «антиметафизики», максимально освободиться от каких-либо содержательных предпосылок философского характера, в том числе от гносеологических постулатов раннего неопозитивизма (например, принципа верификации), рассматривать анализ как чистую технику и не ограничивать его какими-либо формами, связанными с определенными концепциями знания. Тем самым современная аналитическая философия приходит либо к полной ликвидации себя как философии, подмене философского исследования логико-лингвистическим, логико-семантическим анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам философского характера. При этом для современной аналитической философии характерно стремление сочетать анализ с идеалистическими философскими концепциями, которые традиционно считались антитезой неопозитивизма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в современной буржуазной философии, Тб., 1960; Геллнер Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М., 1962; Xилл Т. И., Современная теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972; Буржуазная философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; Pap A., Elements of analytic philosophy, Ν. Υ., 1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.