Форум (Сергеенко, 1949)
Античный форум, или, иначе говоря, городская площадь, как в Риме, так и в самых даже захолустных городках, италийских и провинциальных, был сердцем города, центром его жизни, и жизнь эта раскрывалась здесь в самых разнообразных аспектах. Управление городом сосредоточено на форуме: здесь заседает городской совет и происходят выборы магистратов; здесь по избрании приносят они свою присягу и с особого возвышения обращаются к народу с официальными сообщениями. Отсюда, если они честно послужили городу, отправятся они в свой последний путь, и прощальные слова благодарности и печали прозвучат над их погребальным ложем на том самом месте, которое при жизни было главной ареной их деятельности. На форум по праздникам стекается весь город: здесь от лица всей общины совершают жертвоприношения; магистраты угощают народ и устраивают для него пышные зрелища. Ежедневно с. раннего утра на форуме идет бойкая торговля самыми разнообразными товарами; с утра до вечера толчется здесь народ, деловой и праздный; здесь заключают торговые сделки, улаживают деловые соглашения, разбирают судебные дела и здесь же завязываются романы, сюда приходят на свидания, и непринужденная болтовня собравшихся приятелей кончается иногда созданием какой-нибудь потрясающей политической новости, у которой, по едкому замечанию покорителя Македонии Эмилия Павла, 22 «никогда не бывает отца».
Форум италийского города — не простая площадь, это архитектурно оформленное пространство, которое надлежит приспособить к самым разнообразным требованиям городского общежития. Его надо устроить так, чтобы весь город радовался на него и любовался им и чтобы каждый чувствовал себя здесь, как дома, и приходил сюда, как домой. Фору м следует сделать величавым, и красивым, и уютным.
Понятие «уют» не вяжется у нас с представлением о площади; и к деловой толкотне рынка , и к строгому великолепию Дворцовой площади в Ленинграде меньше всего подходит эпитет «уютный». Форум ы древних городов были уютны уж е по[1]тому, что под них не захватывали очень больших пространств.
Когда Витрувий 23 говорит, что «величину форумов следует сообразовать с количеством людей: площадь не должна быт ь мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства», то эти слова только формулируют многовековую практику древних архитекторов. Даже римский форум к концу республики занимал площадь длиной только в 160 метров к шириной от 50 до 80 метров, а самый великолепный из императорских форумов — форум Траяна 24 — имел в длину 116 метров и в ширину 95 метров. Сами по себе малые размеры, однако, уютности еще не сообщают. Тонкое художественное чутье греков и стремление их к ясным, определенным формам подсказали им необходимость четкого выделения их площадей из окружающего пространства, и этот урок греческого градостроения был хорошо усвоен их италийскими учениками. Форум огораживают портиками, обычно двухэтажными; на нем и около него воздвигают прекрасные храмы и величавые здания, служащие для нужд городской жизни, деловой и религиозной. И в то же время портики, окружающие форум, придают ему какое-то неуловимое сходство с самой уютной, домашней, если можно так выразиться, частью италийского дома, с перистилем, и превращают его, говоря современным языком, в своеобразную гостиную для всего города.
История форума в Помпеях неотделима от истории самого города. Форум лежит на пересечении Форумской улицы и улицы Изобилия; в древнейшие времена города он занимал в нем центральное место и оказался не в центре только вследствие разрастания Помпей к востоку. Раскопки последних лет обнаружили, что в те отдаленные времена форум занимал не совсем то же самое место, а лежал несколько наискось по отношению к тому, который мы знаем. Первоначально это была простая рыночная площадь, куда по базарным дням стекалось окрестное население продать сельские продукты и купить нужный в хозяйстве городской товар. Летом было пыльно; в дождливую пору стояла грязь; среди построек, неправильными рядами расположенных вокруг, сама площадь имела совершенно бесформенный вид.
Прошло немало времени, прежде чем нищие горцы, занявшие Помпеи, испытали потребность переделать свой расползшийся в разные стороны грязный базар по образцу греческой агоры и настолько разбогатели, что оказались в состоянии это сделать. Примерно в середине II века до н. э. в северной стороне площади воздвигнут был храм Юпитеру; 25 форум был распланирован по-новому и строился, по свидетельству надписи, под наблюдением квестора Вибия Попидия, члена старинной и знатной помпейской семьи.
До нашего времени уцелело па южной стороне вместе с епистилем несколько колонн этого древнего портика (рис. 15). Они вытесаны из серого нуцеринского туфа (во II веке до н. э. этот туф был излюбленным строительным материалом в Помпеях), невысоки (высота равна только пяти их диаметрам), принадлежат к строгому и простому дорическому ордеру,* в нижней трети слегка утолщены. Витрувий объяснял природу этого утолщения: д л я несения тяжестей нижние части должны быт ь прочнее верхних; кроме того, надо подражать растениям: нет ни одного де[1]рева, которое не было бы толще у своих корней. Внизу на них чуть-чуть намечены ребра желобков, (такая форма предохраняла колонны от повреждений: не так-то легко отбить кусок от почти гладкой, круглой поверхности); а примерно, начиная с уровня одной трети они были канелированы (прорезаны желобками); эти желобки делали игру света на поверхности колонны богаче и разнообразнее. Капитель развита слабо. Епистиль довольно низок; монотонное однообразие его ровной поверхности нарушается чередованием метопов и триглифов с каплями. Любопытна его конструкция. Туф — материал не прочный, а так как нижней колоннаде предстояло выдерживать на себе тяжесть верхнего этажа, то строитель связал сначала колонны, по старой италийской практике, крепкими деревянными балками и на них уже положил епистиль, составленный из отдельных, не очень больших плит туфа. Над первым этажом поднимался второй; от него сохранились только жалкие остатки, по которым видно, что ионийские колонны верхнего портика были и меньше и тоньше нижних, дорических. Витрувий тоже пишет, что верхние колонны должны быт ь на одну четверть меньше нижних.
Форум старых самнитских Помпей был создан людьми, прошедшими хорошую художественную школу и воспитавшими свой вкус на высоких образцах греческой архитектуры. Портик, обрамлявший его, ласкал глаз своей спокойной красотой и восхищал внимательного зрителя обдуманной целесообразностью каждой детали. Острый блеск яркого южного солнца смягчался теплым серым тоном простых строгих колонн; некоторую суровость этого тона оживляли красные метопы епистиля, триглифы с каплями и желтый цвет связывающих колонны балок, подчеркнутый, вероятно, соответствующей окраской. Большие плиты туфа замостили форум. С северной стороны, господствуя над всей площадью, поднимался храм Юпитера, построенный по этруско-италийскому образцу: с комнатой для статуи, одним нефом и четырьмя деревянными пилястрами, поддерживавшими кровлю.
Мы не знаем никаких подробностей внутренней жизни Помпей самнитского периода, которые дали бы нам возможность вообразить конкретные события, происходившие на этом форуме в мирные времена. Но сцены, разыгрывавшиеся здесь в последний период независимости города во время Союзнической войны, можно представить себе без большого усилия воображения.
Здесь критиковали страстно и справедливо жестокую и своекорыстную политику Рима по отношению к италийским «союзникам» ; вспоминали безнаказанную наглость его магистратов; умелой речью уводили толпу в то прошлое, когда Италия и Помпеи были действительно свободны; здесь звали к этой свободе, обещали ее и соглашались ради нее на жертвы и труд; здесь решено было стоят ь на смерть против страшного Суллы; здесь вожди обороны сообщали о ходе военных действий; здесь толпа приветствовала храбрецов, благословляла их и молилась за них и за свой город. И здесь же побежденному городу объявлена была воля победителя, положившая конец его свободному существованию, прочтены имена тех, кто подвергался изгнанию и казни и чье имущество подлежало конфискации. Конец свободных Помпей был и концом ее старого форума. Этот форум во многом не подходил к новым порядкам и вкусам.
Новые поселенцы, носители римских идей, получившие определенное задание воспитывать в римском духе коренное население, прежде всего взялись за переделку храма на форуме. Он дол[1]жен был превратиться в миниатюрное подобие римского Капитолия, стать храмом в честь капитолийской триады — Юпитера, Юноны и Минервы. Помещение, где стояла статуя Юпитера, было увеличено и украшено двойным рядом колонн: предхрамие поддерживало шесть стройных коринфских колонн. Мы видели уже, что переселенцы были до некоторой степени одержимы строительной горячкой: им хотелось и украсит ь свою новую родину и завоевать расположение старожилов и переделать, насколько это было в их силах, город по-своему. Портик квестора Вибия к этому времени уж е пообветшал и нуждался в ремонте; новым хозяевам он к тому же и не нравился: непрочный материал, серый, не бросающийся в глаза цвет, какая-то мелочная отделка деталей. Портик решено было переделать; к постройке его и приступили в самом начале империи. Старые колонны оставили только с южной стороны; на западной они были сломаны и заменены новыми. Не часто удается найти такой наглядный пример, как переделка этого портика, который бы так убедительно говорил о разнице художественных вкусов и требований. У римских строителей было много денег, но мало вкуса.
Они отвергли туф, как материал ненадежный, и выбрали гораздо более прочный и дорогой белый травертин. Коренастые крепкие колонны, тоже дорического ордера, но с массивной неуклюжей капителью и без всяких канелюр искрились и сверкали однообразным, ослепительным и холодным блеском (рис. 16). На них лег тяжелый и скучный епистиль из такого же травертина, без триглифов и метопов. Новый портик был гораздо надежнее и долговечнее старого, но и гораздо грубее его.
Мы можем довольно отчетливо представить себе форум (рис. 17) в Помпеях времен империи: это был удлиненный прямоугольник (площадь его равнялась с портиками 151,6X47 метра, а без портиков 142,5 X 38,5), вымощенный блестящими, ровными травертиновыми плитами; старую мостовую сняли. С запада на портик смотрели старинные здания — ограда Аполлонова 26 храма и басилика; с восточной стороны к форуму прилегали рынок и ряд новых храмов и зданий, облицованных мрамором и выходящих на форум собственными портиками. По сторонам храма Юпитера воздвигнуты были триумфальные арки, через которые входили и выходили (въезжать на форум было нельзя; доступ повозкам был прегражден). Прямо против храма на южной стороне форума находилось здание городского совета и присутственные места для магистратов. Фоном служил Везувий, всегда немного курившийся и покрытый доверху зеленью садов и виноградников.
Одной из особенностей древних форумов было большое число статуй. Обычай выражать свою благодарность официальной постановкой статуй исстари велся на греческом востоке. Постепенно проник он и в Италию. В Риме Август поставил на своем форуме статуи великих людей прошлого; их ряд начинался Эннеем, 27 который был представлен в том виде, как он бежал из пылающей Трои с престарелым отцом на плечах. За ним шли цари Альбы, 28 мифические предки царствующего дома Юлиев, потом Ромул 29 и, наконец, лица уж е исторические: славные полководцы, доблестно послужившие родине. Под каждой статуей имелась соответствующая надпись. По словам Светония, Август объявил, что он при[1]думал поставить эти статуи для того, «чтобы деятели прошлого служили гражданам мерилом для суждения, ка к о нем самом, пока он жив, так и о правителях грядущих времен».
Примеру столицы последовал весь римский мир: «форумы всех муниципиев стали украшать статуями, чтобы от поколения к поколению передавалась память о людях » (Плиний Старший).
В маленьком Арретии ставят на форуме те же статуи, что и в Риме; в Помпеях нашли надписи от статуй Эннея и Ромула. Воздвигают статуи не только героям прошлого, но и современникам. В надписях сохранился ряд указаний, почему тот или другой город счел данного человека достойным статуи: один, например, на собственный счет дал бой гладиаторов «с пятью ливийскими зверями»; другой «заботливо и рачительно» совершил ремонт всех общественных зданий; третий «совестливо нес свои обязанности магистрата». Иногда ставили статуи просто «за заслуги», «а любовь к родине и согражданам».
Городской совет был щедр на раздачу подобных почестей, потому что те, кому была декретирована статуя, нередко ставили ее на собственный счет, «довольствуясь одной честью». Немудрено, что «многочисленный народ статуй», говоря словами одного древнего писателя, до такой степени загромождал римские форумы, что цензорам неоднократно приходилось убирать те из них, которые были поставлены без соблюдения всех законных формальностей. В Цирте (теперешняя Константина в Алжире) на форуме было та к много статуй и они были так безсистемно размещены, что потребовалось расставит ь их все в одну линию, так ка к иначе они мешали движению.
В Помпеях большинство статуй было унесено с форума после гибели города. Осталось несколько пьедесталов с надписями; мы узнаем из них имена Голкония Руфа, одного из влиятельнейших помпейских граждан начала I века н. э.; патрона колонии — Квинт а Саллюстия; дуумвира Куспия Пансы и Умбриция Скавра. Последнему городской совет постановил воздвигнуть даже конную статую. Конных статуй на форуме в Помпеях стояло вообще несколько. Воздвигнуты были и колоссальные статуи лицам царствующего дома; их постановкой Помпеи официально заявляли о своих верноподданических чувствах.
У нас есть почти документальное изображение жизни на форуме: несколько фресок, правда фрагментарных, найденных еще при начале раскопок в 1755 г. в одном помпейском доме. При своем художественном несовершенстве бытовые картинки, представленные этими фресками, очень ценны. Люди, изображенные художником, часто напоминают деревянные обрубки, но ему удалось передать и выразительность их жестов и поз и оживленную пестроту форума; перед нами воскресает торговая и ремесленная жизнь Помпей. Вот торговля тканями (рис. 18). Продавец раскинул в одном месте перед портиком свою будочку, обтянутую полотном; там лежа т ткани; сама я торговля происходит в тени портика. Двое покупателей рассматривают развернутую штуку сукна; один из них нашел в нем какой-то недостаток и пальцем указывает на изъян; продавец поднимает руку жестом человека, который ручается, что счастливец, купивший это сукно, проносит его до смерти. За покупателями в классической позе вышколенной служанки стоит девушка-прислужница. Направо Другой торговец, вероятно компаньон первого, убеждает покупательницу, прикидывающую на себе кусок сукна, в высоких качествах материала. Спутница ее, дочь или младшая сестра, живо заинтересована покупкой; умоляющим жестом кладет она руку на плечо старшей. Разносчики готового платья (рис. 19), разгуливающие по форуму, беседуют с покупательницами, которые, как это повелось уж е от века, вероятно, сомневаются и в достоинстве товара, и в разумности назначенной за него цены. Сапожник примеривает сапоги юноше, усевшемуся для этого на скамейку (рис. 20); его товарищ или хозяин обращается к кому-то, приглашая взглянут ь на ряд ы выставленной обуви. В другой сапожной (рис. 21) молодой мастер, надев башмак на руку и вооружившись палочкой, похожей на школьную указку, объясняет своей аудитории, состоящей из четырех женщин и крохотного ребенка, сидящего на руках, изумительные качества своего товара. Тут же приютился медник (рис. 22): юный подмастерье возится у переносного горна; покупатель рассматривает на свет ведро, а сам хозяин занят запаиванием маленького котелка. На земле стоит посуда разной формы и величины.
Шла на форуме торговля и съестными припасами: с лотков торговали хлебом, фруктами, разными кушаньями (рис. 23). Девочка остановилась перед столиком фруктовщика; у нее разбегаются глаза, и она не знает, что ей выбрать. Тут же в трехногом котле, под которым горит огонь, разведенный в большом тазу, кипит какое-то варево; желающие могут получить его прямо «с пылу, с жару». Покупатель подходит со своей посудиной, которую держит, чтобы не обжечься, на длинном крюке.
Очень выразительно изображение старика-торговца (рис. 24), заснувшего над своим столиком, на котором разложена разна я вкусная снедь. Мальчик тщетно протягивает плошку, требуя, чтобы он отпустил ему своего товара: какой-то сердобольный прохожий будит старика, толкая его пальцем в спину.
Все эти изображения, такие простые и жизненно правдивые, повествуют не только о жизни форума, но и дают богатый материал для характеристики торговли в Помпеях. В часы торговли портики форума превращались в торговые ряды, причем форум говоря современным языком, представлял собой настоящий универмаг: тут можно было одеться и обуться; купить провизии и домашней утвари, а также и поесть. Торговали в палатках, с лотков и вразнос; приносили свой товар, тут же принимали заказ ы и устраивались со своей мастерской. Торговое оживление, сопровождаемое при южной живости оглушительным гомоном, не вызывало у жителей Помпей желания опрометью кинуться прочь. Форум полон гуляющих: люди прохлаждаются, стоят и, прислонившись к колонкам, наблюдают за всем что происходит кругом, или беседуют между собой. Несколько приятелей оживленно обсуждают качество приобретенных ими ароматов; один не выдержал и, раскрыв свой флакон, жадно нюхает его пробку. Четверо человек остановились перед «альбомом» — длинной узкой доской, покрытой слоем белой штукатурки (латинское «albus» значит «белый») и прикрепленной к пьедесталам трех конных статуй. На таких «альбомах» писали красной или черной краской постановления городского совета, объявления об аукционах и подрядах, программы гладиаторских зрелищ и т. п.
Дети играют, прячась за колоннами. Юноша, не замечая ничего вокруг, прилежно срисовывает статую. Сквозь толпу пробирается слепой нищий в жалких лохмотьях, с всклокоченными бородой и волосами. Он ведет на ремне собаку, которая служит ему поводырем: маленький, широкогрудый песик чутко повернулся на его голос. Почтенная матрона с благородной осанкой протягивает ему кусок съестного.
Чрезвычайно интересна фреска, изображающая сцену из школьной жизни (рис. 25). Грамотность широко распространена была в древней Италии; начальные школы имелись в каждом городке. Были они предприятием совершенно частным; любой, желавший заняться этим делом, мог открыт ь школу. Мы знаем одного учителя из Помпей; это был некий Сема, грек, судя по имени. Под школу он снял помещение, находившееся в северо-западном углу форума и обращенное своими восемью входами на портик. Раньше это помещение считали маленьким овощным рынком. Возможно, что от портика его отделяли занавеси, но возможно, что их и не было. Уличная толкотня не смущала ни учителя, ни учеников, располагавшихся для занятий часто под портиком, а то и под открытым небом. На фреске изображены школьные занятия в самом разгаре: учитель, пожилой бородатый человек в плаще, стоя, слушает чтение своих питомцев. Ученики—мальчик и две девочки (начальное обучение в древней Италии было совместным) — держат на коленях развернутые свитки; досужие прохожие тоже слушают их, спрятавшись за колоннами. Чуть-чуть поодаль молодой помощник учителя сечет провинившегося мальчугана, которого держа т двое его товарищей; к этой группе приближается школьный служитель с запасом свежих розог. Древня я школа считала телесные наказания
делом естественным и необходимым: за шалости, за дурно приготовленный урок, за леность ученику «расписывали спину так, что она становилась пестрее змеи» (Герод 30). Марциал так и называл розгу «скипетром учителей». Августин 31 уже на склоне лет с живостью вспоминал свой жестокий детский ужа с перед поркой. Голос Квинтилиана, 32 резко протестовавшего против розги, прозвучал одиноко и не был услышан в учительской среде древнего мира.
Если в будни на форуме жизнь била ключом, то еще оживленнее бывал форум по праздникам, когда на нем (д о постройки амфитеатра, а иногда, может быть, и после) устраивали гладиаторские игры и бои со зверями. В одной надписи сообщается о том, что некий Клодий Флакк, дуумвир и квинквеннал дважды (последний раз в 3 году до н. э.) устраивал на форуме в благодарность за свое избрание трехдневные игры. Празднество начиналось торжественной процессией, затем шел бой быков, потом шли состязания кулачных бойцов (парами и целой группой), пантомимы, выступления гладиаторов, бой с быками, медведями и дикими кабанами. Все это чередовалось с музыкальным и интермедиями. Зрители находились, конечно, на верхнем этаже портика: внизу сидеть было бы опасно, так ка к вряд ли можно было здесь создать временную надежную ограду от разъяренных зверей. Наверх вели три лестницы; из них две — прямо с улицы на второй эта ж портика (одна находилась около басилики, другая около здания городской думы); третья (у северного угла Аполлонова храма) соединяла первый эта ж портика со вторым.
По этой последней посетители в будни поднимались в лавки верхнего этажа, не выход я с форума; в дни праздничных представлений, вероятно во избежание несчастных случаев, ею разрешалось пользоваться только лицам официальным и причастным к устроению игр. К вечеру форум пустел. Возможно, что на ночь его даже запирали. У всех входов на него (с обеих сторон от храма Юпитера, с улиц Морской, Изобилия и Школьной) до сих пор можно видеть пороги с отверстиями для дверных шипов (двери в античности не навешивались на петлях, как у нас, а вставлялись на шипах в специальные отверстия, проделанные для этого в пороге и в притолоке).
Землетрясение 63 года сильно разрушило помпейский форум: рухнули портики, все окружавшие его здания потерпели значительные повреждения. Город вскоре собрался с силами и средствами, чтобы залечить эти раны: еще накануне дня, когда Помпеи были окончательно погребены под слоем камешков и пепла, там кипела работа; форум представлял собой громадную каменотесную мастерскую, заваленную глыбами камня, кусками мрамора и уже готовыми колоннами. Рабочие, ушедшие вечером с форума, должны были завтра с раннего утра продолжать установку колонн; никто не думал, что их последние удар ы молотка скажутся последними навсегда.
Цитируется по изд.: Сергеенко М. Е. Помпеи. М.-Л., 1949, с. 65-83.
Примечания
* Колонны бывают трех ордеров: дорического, ионийского и коринфского. Дорические не имеют собственной базы, канелированы (прорезаны по всей высоте продольными желобками); верхушка их — капитель — состоит из утолщения похожего на круглую подушку (эхина), и четырехугольной плиты на нем (абака). На колоннах лежит главная балка, архитрав, или епистиль. Епистиль помпейского форума украшен триглифами (буквально «троерезами»): тремя вертикальными подпорками, разделенными узкими глубокими желобками. Квадратные пролеты между триглифами называются метопами. Под каждым триглифом находятся «капли»: несколько выступающих вниз шпеньков. Ионийска я колонна имеет собственную базу, глубже канелирована, выше и стройнее дорической. Особенностью ее капители является четырехугольная плита, лежащая над эхином и образующая с передней и задней сторон по паре завитков — волют. Коринфска я колонна отличается капителью, представляющей как бы корзину, окруженную рядами аканфовых листьев.
22. Эмилий Павел — полководец и государственный деятель древнего Рима II в. до н. э.
23. Витрувий — римский архитектор I в. н. э.
24. Траян — римский император (98—117 гг. н. э.).
25. Юпитер — главное божество римлян. Ему вместе с Юноной и Минервой (покровительница наук и ремесл) воздвигнут был храм в Риме на холме, называвшемся «Капитолием».
26. Аполлон — бог музыки и поэзии.
27. Эней — мифический основатель римского государства. Он — сын Анхиза и богини Венеры один из блестящих троянских героев. После гибели Трои он бежит оттуда с отцом Анхизом и сыном Асканием и после многих скитаний пристает к Италии, где и основывает свое царство. С III в. до и. э. в Риме утвердилось предание, считавшее римлян потомками троянцев; род Юлиев, к которому принадлежал Цезарь, считал Энеева сына своим родоначальником. История Энея рассказана знаменитым римским поэтом Вергилием в «Энеиде», национальной эпопее римлян.
28. Альба — древнейший город Италии.
29. Ромул — мифический основатель города Рима.
30. Герод — греческий писатель III в. до н. э. Автор живых бытовых сценок.
31. Августин — церковный писатель IV в.
32. Квинтилиан — писатель I в. н. э. Он был школьным учителем; его сочинение «Об ораторском образовании» содержит ряд педагогических наставлений.