Тлалок
Теотихуакан. Фресковая роспись «Рай Тлалока»
Жители деревни Коатлинчан, расположенной неподалеку от некогда могущественного Теночтитлана, были чрезвычайно взволнованы. Служители Национального музея антропологии Мехико в 1964 году решили украсить вход монументальной фигурой, изображавшей, по всеобщему мнению, Тлалока, бога дождя. Огромная статуя лежала в той же позе, в какой оставили делавшие ее мастера 1000 лет тому назад. В народе верили, что если бога потревожить, то могут прекратиться дожди, а следовательно, исчезнет и жизнь.
Жители Коатлинчана не сдавались до тех пор, пока правительство не пообещало им разнообразные блага. Чтобы перевезти 168-тонный идол, из Техаса прибыл специальный трейлер с десятками резиновых колес. В последней отчаянной попытке оставить бога дождя у себя, жители преградили ему путь. Однако в конце концов вмешались власти, и статуя была доставлена на почетное место в Мехико. Тысячи людей выстроились вдоль дороги, чтобы посмотреть, как везут огромный камень — старейшее божество Мексики.
И тут случилось нечто необычайное. Пошел дождь. Засушливые и влажные периоды очень строго чередуются в климате Мексики, и никто не поверил бы, что в это время года возможны осадки. Вместе с тем весь день шел проливной дождь. Вопреки календарю он продолжался и всю ночь.
"Люди шутили по поводу этого совпадения, — вспоминал мексиканский писатель Виктор Альба, — но позже, когда Тлалока установили в саду музея, всякий раз, как его передвигали, начинался ливень, и мексиканцы начали испытывать удивление, близкое к суеверному страху".
К счастью, в последующие годы никаких засух в Коатлинчане не случилось, а его обитатели получили достойную награду от правительства: школу, поликлинику, новую дорогу и электричество. Однако история с богом дождя значит гораздо больше, чем просто забавный случай. Она показывает, насколько сильна в мексиканцах память о прошлом.
В Мексике до сих пор чтут память предков; хотя население официально считается принадлежащим к римской католической церкви, старые языческие верования всплывают до сих пор. Вряд ли, конечно, кто-нибудь всерьез считал фигуру Тлалока настоящим богом, но в глазах людей это было нечто большее, чем кусок камня, статуя обладала огромным эмоциональным зарядом. Особенно примечательно то, что, как утверждают некоторые современные исследователи, эта фигура в юбке, возможно, вообще не Тлалок, а либо его сестра, либо какое-то другое женское божество. Жители деревни ни на минуту не сомневались, что это именно Тлалок.
Тлалок — не исконный ацтекский бог, он один из десятков богов, доставшихся ацтекам по наследству от более ранних культур. Такое культурное заимствование не беспокоило ацтеков, как не смущает оно и современных мексиканцев, считающих себя наследниками цивилизации на этой земле до прихода испанцев. Ацтеки создали мифы о своих предшественниках, а их потомки готовы поверить, что все в них правда, несмотря на возражения археологов.
Цитируется по изд.: Ацтеки империя крови и величия. М., 1997, с. 45-47.