Манихейство: восточная ветвь
Манихейство подвергалось постоянным гонениям в Персии и Центральной Азии, поэтому множество последователей этой религии бежали на восток — до Турфана включительно. После династии Тан монахи восточной ветви манихейства жили как раз в Бешбалике. Манихейские монастыри были построены в городище Гаочан и в Бешбалике. В начале переселения хуэйгу на запад некоторые буддийские пещерные монастыри Турфана были перестроены в манихейские.
Первые находки манихейских памятников в Турфане были сделаны в начале XX века. В 1902–1914 годы экспедиции берлинского Музея фольклористики под руководством сначала Альберта Грюнведеля, а затем Альберта Ле Кока провели четыре цикла раскопок в синьцзянском Турфане: в Бешбалике, Шэнцзинькоу, Туюйгоу, в городищах Цзяохэ и Гаочан. В 1905–1913 годы об этих раскопках было опубликовано несколько отчетов, в которых памятники городища Гаочан под обозначениями «K» и «α» классифицировались как манихейские монастыри. В «К» археологи обнаружили множество манихейских фресок и картин, которые значительно обогатили наши представления о средневековом манихейском искусстве, и манихейскую библиотеку.
В 1909 г. Петербургская академия наук тоже отправила в Турфан экспедицию под началом С. Ф. Ольденбурга, которая провела разведку местности. В опубликованном в 1914 г. кратком отчете об экспедиции указано, что пещера № 38 (по нумерации Грюнведеля — № 25) относится к манихейским монастырям. В 1931 г. Дж. Хакен (J. Hacken), профессор Коллеж де Франс, провел разведку в Бешбалике и сделал вывод, что пещера №27 (по нумерации Грюнведеля — № 17) перед реконструкцией являлась манихейским монастырем. Профессор Осакского университета Мориясу Такао побывал с экспедицией в Турфане в 1988 г., а в 1991 г. опубликовал монографию, в которой отнес пещеру №22 по классификации Грюнведеля (у самого Мориясу Такао — №35) к манихейским монастырям и сообщил, что в пещере №8 (находится к северу от пещеры №1 по классификации Грюнведеля) сохранилась манихейская надпись. Значит, эта пещера также относится к манихейским монастырям. Профессор Пекинского университета Чао Хуашань провел масштабные исследования памятников в Бешбалике, Шэнцзинькоу, Туюйгоу и других местах и тоже обнаружил несколько десятков манихейских, как он считал, пещерных монастырей, но его версия пока не была единогласно признана.
Согласно современным исследованиям, манихейские монастыри Турфана можно датировать двумя основными периодами. Первый — приблизительно 640–850 годы: к нему относятся памятники «K» и «α» городища Гаочан, одиннадцать пещер в Туюйгоу, шесть пещер в северной части Бешбалика и еще девятнадцать манихейских пещерных монастырей, построенных хуэйгу и согдийцами в эпоху танской области Сичжоу. Второй — приблизительно 850–1000 годы: к нему относятся тринадцать пещер в центральной и южной частях Бешбалика и девять манихейских пещерных монастырей в южных северных частях Шэнцзинькоу. Эти монастыри были построены хуэйгу, переселившимися на запад, в Гаочан. В конце X века проживавшие в Сичжоу хуэйгу сменили веру. Пещерные обители были закрыты и одна за другой перестроены в буддийские монастыри 359.
Место хранения манихейских текстов, обнаруженное Ле Коком с Германской археологической экспедицией по исследованию Турфана в памятнике «К» городища Гаочан, вероятно, — монастырская библиотека. Кроме того, конструкция, фрески и убранство манихейских пещерных монастырей в эпоху танской области Сичжоу и в эпоху уйгурского Сичжоу не были одинаковыми.
При династии Тан зал для покаяний в составе пещерного монастыря обычно был довольно мал. Молельни украшались распространенными в VII веке в сасанидской Персии и в Средней Азии орнаментами в виде жемчужной нити. Миряне на фресках, которые размещались на передней стене первого зала пещеры, изображались в одеждах с узкими рукавами, украшенными западноазиатским орнаментом в виде вертикальных полос.
А в эпоху уйгурской области Сичжоу размеры зала для покаяний и других помещений заметно увеличились по сравнению с предшествующей эпохой. Исчезли характерные для VII века узоры. На фресках начали появляться надписи на староуйгурском. Очевидно, это связано с усилением влияния хуэйгу в области Сичжоу и с большим количеством представителей этого народа, исповедовавших манихейство.
Проводя работы в Бешбалике, археологическая экспедиция Института культурного наследия и археологии Синьцзяна нашла несколько отлично сохранившихся документов. В них написано, например, что последователи манихейства оказывали почтение своим наставникам, высказываются пожелания мира, счастья, процветания в делах и т. п. Некоторые изображения исполнены золотом. Место обнаружения этих документов — одна из пещер под монастырем Бешбалик.
Судьба восточного манихейства очень интересует исследователей истории этой религии: где жили монахи, что с ними стало? К нашему времени от них остались две разрушенные пещеры, забросанные мусором. Эта картина в полной мере отражает то, какой была итоговая участь манихейства.
Примечания
359. Чао Хуашань. Сюньми яньмо цяньнянь дэ дунфан монисы (Розыски погребенных на тысячелетие монастырей восточного манихейства) // «Чжунго вэньхуа», 1993, № 8. С. 1–20.
Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 279-281.