География (Страбон)
Я считаю, что наука география 1, которой я теперь решил заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг занятий философа. Что этот наш взгляд правилен, ясно по многим основаниям. Ведь те, кто впервые взяли на себя смелость заняться ею, были, как утверждает Эратосфен, в некотором смысле философами: Гомер, Анаксимандр из Милета и Гекатей, его соотечественник, затем Демокрит, Евдокс, Дикеарх, Эфор и некоторые другие их современники. Философами были и их преемники: Эратосфен, Полибий и Посидоний. С другой стороны, большая ученость одна только и дает возможность заниматься географией: она свойственна исключительно человеку, одинаково способному к рассмотрению вещей как божественных, так и человеческих, знание которых, как они утверждают, является философией. Польза от географии многообразна: она применима не только для деятельности государственных людей и властителей, но и для науки о небесных явлениях на земле и на море, о животных, растениях, плодах и о всем прочем, что можно встретить в разных странах 2. Полезность географии предполагает в географе также философа – человека, который посвятил себя искусству жить, т. е. счастья.
Страбон, «География», Книга I, I, С1-С2. (Здесь цитируется по изд.: Страбон. География в 17 книгах. М., 1964, с. 7).
Примечания
1. Термин «география», введенный александрийскими учеными, сменил более ранний термин «ges periodos» (букв. «объезд земли») Анаксимандра и Гекатея. Впервые у Евдокса и Книда ges periodos (карта Земли и приложенное к ней описание) была основана на представлении о шарообразности Земли, с применением астрономии и математики. Со времени Эратосфена (Сочинение которого носило название Geographika) под термином «география» стали понимать основанное на математике и астрономии научное описание Земли, включая и учение о ее физическом строении (которое относилось к области «хорографии» - описания отдельных стран). Полибий и Посидоний связали географию с историей и этнографией.
2. Сходный ряд мыслей высказал Посидоний в начале своего сочинения «Об океане». Положение о единстве явлений, пространственно бесконечно отдаленных (epigeia – «земных» и urania – «небесных»), - оправдание для занятий философа-географа физикой, астрономией, геометрией – основано на учении Посидония о «симпатии» (ср. RE, Strabon, столб. 113).