Материя (Ильичёв, 1983)
МАТЕРИЯ (от лат. materia — вещество), «... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 131). Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материя в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию * и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи (см. Материализм).
В материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимающему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывается от мозга, подвергается абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем в домарксистской философии материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественное сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.
В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя, а не сознание или воображаемый божественный дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию всеобщего материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности материи эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи. «"Сущность" вещей или "субстанция", — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не гало дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса науч. знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира.
Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи: элементарные частицы и ноля (электромагнитное, гравитационное и др.), атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутри-галактические системы (диффузные туманности, звёздные скопления и др.). Галактика, система галактик, Метагалактика (границы и структура которой пока ещё не установлены).
Живая материя и социально-организованная материя известны пока лишь на Земле. Их возникновение — результат естественного и закономерного саморазвития материи, столь же неотделимого от её существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая материя — вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. Социально-организованная материя — высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней. Все эти виды материи также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей.
В домарксистской философии и естествознании материя как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например, с веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством материи, как масса, которая рассматривалась как мера количества материи. В действительности же вещество охватывает не всю материю, а только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. В мире существуют и такие виды материи, которые не имеют массы покоя: электромагнитное поле и его кванты — фотоны, гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов материи с необычными специфическими свойствами, но все они — элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.
Сведение материи как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 — начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления материи с неделимыми атомами, веществом. В связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и т. д. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания материи и её основных свойств.
Отождествление на каком-либо этапе познания философского понятия материи как объективной реальности с конкретными естественно-научными представлениями о её структуре и формах по существу приводит к исключению ещё неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры материи, что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Материальное единство мира проявляется во взаимной связи всех структурных уровней материи, во взаимозависимости явлений микро- и мегамира. Оно находит своё выражение также в наличии у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств материи относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность к, пространстве, неисчерпаемость её структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время **, которые не существуют вне материя, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Универсальное свойство материи — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внеш. воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собств. целенаправленному изменению. Универсальные свойства материи, проявляющиеся также во всеобщих законах её существования и развития, раскрываются диалектическом материализмом и всей современной наукой.
С. Т. Мелюхин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Примечания «ПК»
* — «…первичности материи по отношению к человеческому сознанию…» — Можно утверждать, что этот тезис так и не доказан. Поскольку человеческое сознание может быть производным от некого иного высшего сознания, независящего от имеющейся вокруг него материи (поскольку оно возникло одновременно или ранее этой самой материи), то указанная в тексте однонаправленной корреляции — от материи к сознанию — нарушает элементарную логику. Так что тезис о возможной первичности сознания по отношению к материи в равной мере может быть признан истинным.
** — «Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время…» — Да, но беда материалистов в том, что формы и проявления пространства и времени, воспринимаемые человеком, не исчерпывают всех существующих форм пространства и времени. Каким-то (не человеческим) сознанием наше время, исчезающее в прошлое и выныривающее из будущего, может восприниматься как мерность аналогичная нашим длине, ширине и высоте. Вроде бы одни и те же время и сознание, однако воспринимается разным сознанием по-разному.
Литература:
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел первый, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф.Т., Материя как философская категория, М., 1961; Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1963; Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964, разд. 2; Мелюхин С. Т., Материя в ее единстве, бесконечности и развитии, М., 1966; е г о ж е, Материальное единство мира в свете современной науки, М., 1967; Структура и формы М., М., 1967; Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании 20 века, М., 1069; Ленин и современное естествознание, М., 1969; Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М., 1972; Диалектический материализм, М., 1975, гл. 1 и 6; Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980; Философия, естествознание, современность, Итоги и перспективы исследования. 1970— 1980 гг. [Сб. ст.], М., 1981.