Избранная рада и изменения в государственном управлении.
В условиях нараставшей борьбы крестьян и городских восстаний феодальным группам бояр и дворянства пришлось на некоторое время объединиться. Обстановка требовала создания общего сильного правительства, которое бы рядом назревших государственных реформ укрепило пошатнувшиеся позиции феодалов. Для упрочения власти феодалов в целом над широкими народными массами боярство должно было пойти на удовлетворение ряда дворянских требований.
В 1549 г. при Иване IV создался правительственный кружок, получивший в литературе название Избранной рады. Во главе ее стояли близкие к Ивану IV в то время люди: А. Адашев, протопоп Сильвестр, князь А. Курбский. Глава нового правительства Алексей Федорович Адашев принадлежал к богатой, но не знатной дворянской фамилии. Адашев занимал пост постельничьего. Своим выдвижением он обязан благовещенскому протопопу Сильвестру, имевшему большое влияние на молодого царя, и незаурядным личным способностям. Это был умный, энергичный и ловкий политик.
В период правления Избранной рады были проведены внутренние реформы, чрезвычайно необходимые для московского централизованного государства.
Местные служилые люди — дворяне жаловались в Москву, что наместники и волостели бессильны в подавлении крестьянского движения. Для борьбы с крестьянским движением были установлены чрезвычайные учреждения из выборных местных помещиков-дворян, называемые «губными» учреждениями. Губными они назывались по Псковской земле, где были учреждены впервые в районах, называемых «губами». Отсюда пошло название «губная изба». Губные учреждения были карательными органами местных помещиков, боровшимися на местах с крестьянскими восстаниями. Они могли производить суд и наказание. Наместники не вмешивались в их дела.
В начальный период деятельности Избранной рады в 1549 г. был созван так называемый «собор примирения», состоящий из представителей духовенства, боярства и дворянства.
На соборе Иван IV простил боярам все их злоупотребления, но наместники лишены были права судить дворян. На соборе было решено составить новый судебник.
В 1551 г. происходил церковный собор, носящий название Стоглавого собора; постановления этого собора составили сборник в сто глав.
Монастырям, несмотря на сопротивление митрополита Макария, было запрещено приобретать землю без доклада царю в том случае, если бояре отдавали монастырям свои земли на помин души. Дело в том, что бояре, боясь конфискации своих земельных вотчин, часто отдавали их на время монастырям на помин души; когда опасность проходила, они могли взять эти земли у монастыря обратно. Некоторые земли были даже отобраны у церкви и отданы дворянству.
На соборе был рассмотрен и утвержден царский Судебник 1550 г. По сравнению с Судебником 1497 г. новый Судебник был дополнен статьями, направленными против злоупотреблений в судах и управлении. Кроме того, в Судебнике уделялось большое внимание дальнейшему закреплению крестьян на помещичьих землях. Юрьев день подтверждался. Судебник перечисляет условия, на каких могли крестьяне перейти от одного землевладельца к другому, и устанавливает плату за «пожилое» по 2 алтына и, кроме того, за «повоз», т. е. за то, что не выполнил повозкой повинности. Все эти решения еще более закрепляли крестьян и мешали переходу в установленный Юрьев день.
На соборе была принята общая для всего государства уставная грамота, перечислявшая повинности населения.
На соборе поднимался даже вопрос об учреждении школ.
Церковные соборы предавали церковному проклятию всех еретиков и всячески старались в своих постановлениях утвердить централизованную власть в лице московского царя.
В эти же годы была проведена военная реформа и укреплена армия.
В 1550 г. близ Москвы была испомещена «избранная» тысяча дворян (1071 человек) —верная опора царя. Городовые дворяне были разделены по статьям; они с каждых 100 четвертей (полудесятин) пахотной земли должны были представлять на службу «человека на коне и в доспехах». Служба с вотчин была уравнена с поместной. Срок службы был определен с 15 лет до смерти или потери боеспособности.
Феодальная организация войска состояла в собирании по мере надобности конных отрядов из бояр и дворян с их слугами. Обычным вооружением таких отрядов были сабли, луки со стрелами («саадаки»), топоры на длинной рукояти и короткие копья («рогатины»), К моменту боя надевались защитные доспехи: шлем и кольчуга (рубаха из железных колец), или вместо нее — «зерцало» — та же кольчужная рубаха с прикрепленными на нее для защиты корпуса металлическими дощечками. Кольчуга и зерцало из-за дороговизны и большого веса иногда заменялись «тегиляем», кафтаном, сшитым из нескольких слоев плотной ткани, которые сдерживали удар сабли. Конники употребляли небольшие щиты круглой или овальной формы.
Максимальный состав дворянской конницы доводился до 75 тысяч воинов.
Пехоте еще не придавалось большого значения. Стрельцы, вооруженные длинной пищалью и саблей, набирались из посадских людей, жили в Москве, продолжая в мирное время заниматься своими ремеслами и торговлей. Численность пехоты не превосходила 20 тысяч.
С 1550 г. правительство Ивана IV приступило к организации регулярного войска. Было набрано на службу в стрелецкое войско 3000 человек за плату 4 рубля в год. Была усилена артиллерия. При Иване IV Россия имела до 2000 орудий разного калибра.
В поход брали с собой до 200 и более орудий, в том числе везли и пушки крупного калибра. Медная пищаль «единорог» весила 454 пуда (75 центнеров) и имела ядро диаметром 8,5 дюйма, весом 70 фунтов. Такие пушки делал знаменитый русский литейщик Андрей Чохов. Тот самый мастер, который в 1586 г. отлил царь-пушку весом в 2400 пудов. Пушкари — прислуга для пушек — специально обучались и ежегодно в присутствии царя производили учебную стрельбу.
Практика подтвердила успешность этого нововведения: крепости ливонских городов не выдерживали огня русских пушек и гарнизоны их, предупреждая штурм, часто сдавались. Русские пушкари ревностно защищали свои орудия и это стало одной из почетных традиций русских артиллеристов.
Было введено в русской армии использование разнообразной военной техники при осаде крепостей: башни, облегчающие подход к крепостным стенам («турусы на колесах»), опорные пункты для отражения вылазок из крепости, земляные окопы, закладка и взрыв мин (применялись при осаде Казани в 1552 г., при осаде Юрьева — в 1558 г.).
Появились свои инженеры — специалисты военного дела (Иван Выродков).
Армия делилась на пять полков: «передовой полк» предназначался для разведки — «ертаул»; «большой полк» представлял главные силы и ставился в центре боевого построения; «сторожевой полк», составлявший резерв, и «крылья» — правое и левое. Кроме того, ставился в центре боевого построения «полк великого князя»; он действовал отдельно от «большого полка».
Гораздо выше, чем в западных войсках, была дисциплина русских войск: каждый считал за большую честь участвовать в войне.
По свидетельству немецкого хрониста XVI в., русские воины «держатся в крепости до последнего человека, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю; немцу же решительно все равно, где бы ни жить, была бы только возможность вдоволь наедаться и напиваться».
В 1555 г. под влиянием дворянства была проведена отмена «кормлений» наместников и волостелей. «Кормившиеся» за счет местного населения наместники и волостели во многих местах были сняты. Доходы, получавшиеся кормленщиками, стали взиматься с населения в виде определенного налога — «окупа». Выборные земские старосты из посадских людей и крестьян следили за сбором налогов и таможенных пошлин. Эти налоги и пошлины собирали верные головы и целовальники, т. е. люди, которые приняли присягу в верности выполнения своих обязанностей. Выборным разрешено было поручать и наместнические дела — суд, управление. Земские старосты вместе с целовальниками и земским дьяком ведали земским судом над тяглым «черным» населением и заседали в земской избе. В уездах, где преобладало дворянское и боярское землевладение, продолжали находиться воеводы, командовавшие военными силами, и «городовые прикащики», заведовавшие государственным имуществом в городах.
Таким образом, дворянство через Избранную раду неуклонно проводило свои желания — ив отмене кормления наместников и волостелей, и в создании губных учреждений, и в издании царского Судебника, даже в некоторых решениях Стоглавого собора.
Реформы были проведены за счет крестьянства и низов городского населения, которые стали выступать против усиления феодального гнета. Губные учреждения не могли ликвидировать крестьянского движения. Из Белоозера, например, сообщали, что «повстанцы многие села и деревни разбивают и животы (т. е. имущество) грабят и деревни жгут, и по дорогам многих людей грабят, и убивают многих людей до смерти».
Наряду с крестьянским движением в городах и посадах появились проповедники, призывавшие не бояться властей, не платить оброк. Одним из таких проповедников был Феодосий Косой, отрицавший все формы религиозного культа. Беглый холоп, надевший рясу монаха, Феодосий Косой отрицал «таинства», учил слушаться «духовного разума», не признавать ни церковных, ни гражданских властей. За это был предан суду церковного собора в 1554 г., но бежал до суда в Литву. Его борьба против монастырского стяжательства перекликалась с учением Нила Сарского и «нестяжателями». Другой проповедник — Матвей Башкин в своих проповедях под церковно-религиозной оболочкой призывал к борьбе против крепостничества. Он говорил: «Христос всех братьями называет, а мы людей в кабале держим, беглых крестьян разыскиваем и насильно к себе возвращаем». Современник Косого и Башкина — дьякон Иван Федоров, которого так же, как передового человека, обвиняли в «ересях», мог с ними встречаться в Гостунской церкви Кремля, где велись религиозные прения.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 263-267.