Массовое общество
«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО» (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. В области социально-экономической «массовое общество» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и «маисовой культуры».
Истоки теорий «массового общества» — в консервативно-аристократической критике буржуазно-демократических преобразований в Европе и Америке в 18—19 веках. Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. Г. А. Бональд выступили против разрушения средневековых общественных групп и корпораций, что, по их мнению, превращает общество в массу изолированных индивидов. Ясно сознавая неизбежность «нового порядка», Токвиль использовал идею «Массового общества» для характеристики буржуазного общества с точки зрения соотношения в нём свободы и равенства и показал, что централизация и бюрократизация, осуществляемые во имя равенства в борьбе с феод. аристократией, приводят к установлению контроля буржуазного государства над всеми сферами общественной жизни и удушению свободы. С конца 19 века идеи «Массового общества» получают развитие в элитарной критике так называемого омассовления, деспотизма масс (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гасет, Бердяев).
Возникновение фашизма в Европе в 20—30-х годах 20 века обусловило резкое изменение содержания теорий «Массового общества»: аристократическая защита ценностей элиты от сверхдемократии сменяется защитой буржуазно-демократических прав от неограниченного господства властвующей элиты (К. Манхейм, Э. Ледерер, X. Арендт). В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социально-экономические причины и классовую сущность фашизма, критика фашизма тесно переплетается с антикоммунизмом.
После 2-й мировой войны критика авторитарных тенденций государственно-монополистического капитализма с позиций буржуазного и мелкобуржуазного либерализма и романтизма становится основным направлением в концепциях «Массового общества». Миллс, Фромм, Рисмен подвергают критике различные стороны буржуазного общества: экономическое, политическое и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных автономных ассоциаций и организаций, конформизм массового человека, распространение стандартизированной культуры. Эта социальная критика нередко превращается в обвинительный акт против современного государственно-монополистического капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает существование социальных сил, способных разрушить зловещий мир «Массового общества». Против этих концепций выступили многие буржуазные социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский), подчёркивая их односторонность, абстрактность и показывая, что критики «Массового общества» недооценивают значения как первичных групп и организаций, промежуточных между индивидом и государством, так и ценностных ориентации индивидов, через призму которых преломляется восприятие средств массовой коммуникации. Параллельно с этой критикой в современной буржуазной социологии были предприняты попытки позитивной трактовки «Массового общества» (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шиле). Анализируя материальные основы «Массового общества», его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и потребления, средств массовой коммуникации происходит процесс становления экономической, социальной и политической однородности буржуазного общества. Данный вариант теории «Массового общества» испытал большое влияние со стороны доктрин «народного капитализма», «государства всеобщего благоденствия» и особенно теории «единого среднего класса» и свидетельствует о кризисе и вырождении концепций «Массового общества», так как отрекается от теоретической традиции, в русле которой выросли критические концепций «Массового общества», от анализа социальной патологии буржуазного общества. В позитивной трактовке «Массового общества» социальный критицизм сменяется прямой апологетикой современной буржуазной действительности.
Марксистский анализ теорий «Массового общества», раскрывал их теоретическую несостоятельность и антикоммунистическую направленность, лежащие в их основе идеологических иллюзии и фикции, в то же время отмечает как постановку в них ряда важных проблем (о судьбах социальной свободы, личности и культуры в современном буржуазном мире, значении средств массовой коммуникации, роли первичных промежуточных групп и др.), так и резкую критику буржуазной цивилизации.
Н. Н. Стрельцов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Миллс Р., .Властвующая элита, пер. с англ., M., 1959; Стрельцов Н.Н., Теоретические истоки и эволюция концепций «Массового общества», «ВФ», 1970, № 12; Ашин Г. К., Доктрина «Массового общества», M., 1971; Kornhauser W., The politics of mass society, N.Y., 19654; Giner S., Mass society, L., 1976.