Бездна
БЕЗДНА. 3) Бездна как Безосновное (нем. Ungrund): у Я. Бёме (XVI-XVII века): Бог – Безосновная Основа всего существующего. Тишина без сущности, ни с чем не сравнимый вечный покой, Единое, пребывающее по ту сторону Трех Лиц Божиих, которые рождаются из запредельной Глубины: Бог в себе самом не есть ни природа, ни тварь, ни то, ни это, ни высота, ни глубина. Он есть Безосновное и основа всех сущностей, вечное Единое, ибо Он не есть ни место, ни основа. В Божестве как Бездне ничего нельзя различить, а если нам что-то и открывается, то в самопроявлении Его внутренней жизни. Расхождение Бёме с патристикой очевидно: в догматическом учении о Триединстве нет противопоставления Лиц и их сверхсущностной Сущности.
Н. Бердяев привлек образ Ungrund’а, чтобы обосновать свою идею нетварности свободы, но сделал это ценой потемнения божественной жизни: Неизбежным результатом получается демонизация Божества, в недра которого вносится тогда темное начало непросветленной свободы. (С. Левицкий).
Цитируется по изд.: Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.