Умеренные шииты
К умеренным шиитам относятся шииты-двунадесятники и зайдиты.
Шииты-двунадесятники (имамиты). Являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Двенадцать имамов семейства Пророка, которых признают шииты, перечислены ниже.
1. 'Али ибн Аби Талиб (ум. в 661), именуемый шиитами как «Муртада», четвертый праведный халиф, двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Был убит в Куфе хариджитом 'Абдуррахманом ибн Мульджимом.
2. Хасан ибн 'Али ибн Аби Талиб, или Абу Мухаммад, названный «Муджтаба» (ум. в 669).
3. Хусайн ибн 'Али ибн Аби Талиб, или Абу 'Абдаллах, названный «Шахидом», каковым он и является на самом деле (ум. в 680).
4. 'Али ибн Хусайн ибн Аби Талиб, или Абу Мухаммад, названный «Саджжад» или «Зайн аль-'Абидин» (ум. в 713).
5. Мухаммад ибн 'Али ибн Хусайн, или Абу Джа'фар, названный «Бакыр» (ум. в 733).
6. Джа'фар ибн Мухаммад ибн 'Али или Абу 'Абдаллах, названный «Ас-Садик» (ум. в 765) (он же основатель школы ис-ламского права джафаритов - мазхаб джафари).
7. Муса ибн Джа'фар ас-Садик или Абу Ибрахим, названный «Казым» (ум. в 799).
8. 'Али ибн Муса ибн Джа'фар ас-Садик или Абу Хасан (также Имам Реза), названный «Рида» (ум. в 818).
9. Мухаммад ибн 'Али ибн Муса или Абу Джа'фар, названный «Такы» или «Джавад» (ум. в 835).
10. 'Али ибн Мухаммад ибн 'Али или Абу Хасан, названный «Накы» или «Хади» (ум. в 865).
11. Хасан ибн 'Али ибн Мухаммад или Абу Мухаммад, названный «Заки» или «'Аскари» (ум. в 873).
12. Мухаммад ибн Хасан аль-'Аскари или Абу Касым, названный «Махди» или «Худжжатуль-Каим Аль-Мунтазыр». По утверждению шиитов, он родился в 256 году хиджры, а в 260 он впервые был вознесен на небо, после чего, уже в 329 году он вошел в подземный ход в доме своего отца и до сих пор не появился.
Махди в исламе - это Мессия, который в возрасте пяти лет ушел в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне. Но перед Судным днем он вернется и наполнит мир справедливостью. Имамиты просят скорейшего пришествия Махди. Сунниты тоже верят в пришествие Махди, но не считают его 12-м имамом, и ожидают его из числа потомков семьи Пророка.
Шиитское вероучение базируется на следующих пяти основных столпах (усуль ад-дин):
1) вера в Единого Бога (Таухид);
2) вера в Справедливость Бога ('Адль);
3) вера в пророков и пророчества (Нубувват);
4) вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов);
5) вера в Загробный мир (Ма'ад).
Умеренные имамитские богословы утверждают, что первый, третий и пятый столпы являются общими для всех мусульман. Второй же и особенно четвертый столп являются признаками шиитского мазхаба.
Большинство шиитов в фикхе следует мазхабу имама Джа'фара. Джа'фаритский мазхаб — один из мазхабов в исламе, основателем которого является шестой Имам шиитов-двунадесятников и исма'илитов Джа'фар ас-Садик ибн Мухаммад аль-Бакыр.
Источниками права у них являются Священный Коран и Ахбар, иджма' и 'акль (разум). Ахбар - то же, что и Сунна, но шииты используют другие тексты - это сборник хадисов от аль-Куляйни, также «Бихар аль-Анвар», «Нахдж аль-Баляга» и др. Мазхаб имеет несколько основных принципов, которые отличают его от всех других мазхабов. Это - открытые врата иджтихада и дозволенный временный брак. Использовать врата иджтихада и выносить фетвы могут весьма обученные 'уляма, которых называют «мараджи'» (мн. ч. от ед. ч. «марджа'»).
Мазхаб делится на две группы - Усули (усулиййа) и Ахбари (ахбариййа). Усули следуют мараджи' в иджитахаде, тогда как ахбари более ограниченно приступают к иджтихаду и мараджи' не имеют. Ахбары, в основном, обитатели крайне южного Ирака и Бахрейна, а остальные - шииты-двунадесятники в Иране, Ираке, Ливане, Азербайджане, Афганистане, Пакистане и т.д. являются усули. Усулиты намного умереннее ахбаритов, которые практикуют буквалистский подход.
Мазхаб признан одним из законных (канонических) правовых толков ислама другими мазхабами. Фетвой 6 июля 1959 года ученым Махмудом Шальтутом, Президентом Исламской академии аль-Азхар в Египте это еще раз было подтверждено.
Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание. – Казань, 2020, с. 87-89.