Табориты (Шафаревич, 2014)
Сожжение Яна Гуса в 1415 году дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иохамиты (последователи Иоахима из Флори), вальденсы, беггарды. Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические теории. Были и попытки практического их осуществления. Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини, Пшибрама, Вавржинеца (Лаврентия из Бжезина).
В 1420 г. наступит конец мира – consumalio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия»:
«...должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать» (19, с. 78).
«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия,
«...поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям» (20, с. 235).
Наоборот, надо действовать
«...ревностно, жестоко и справедливым возмездием» (20, с. 231).
Необходимо, чтобы
«...каждый верный омывал руки в крови врагов Христа» (20, с. 231).
Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам,
«...сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены» (19, с. 81).
Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Страшном Суде. Из этих городов они должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться,
«...разрушать и сжигать, как Содом» (20, с. 236).
В частности,
«...в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон» (19, с. 82).
Закончится этот период пришествием Христа. Тогда
«...избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать» (19, с. 94).
Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.
«Никаких плодов уже не будет потребляться» (19, с. 85).
Проповедники призывали
«...ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать» (19, с. 85).
«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный» (19, с. 110).
«Учили – что церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам» (19, с. 83).
«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены» (19, с. 83).
«Церковные колокола снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали» (19, с. 84).
«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлева и конюшни» (19, с. 127).
«Святые Дары топтали ногами» (19, с. 139).
«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали» (19, с. 139).
Один из проповедников говорил, что
«...предпочел бы дьяволу молиться, чем преклонить колена перед Святым причастием» (19, с. 153).
«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить» (19, с. 84).
Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте» (18, с. 84).
Когда начнется царство праведников,
«...не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет» (19, с. 159).
В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.
«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено» (19, с. 81).
«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки» (19, с. 101).
Таким образом были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.
«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит» (19, с. 99–100).
Один из пунктов программы таборитов гласил:
«Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим» (19, с. 106).
Проповедники учили:
«Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены» (19, с. 113).
Беггард из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, считали они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Они убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они
«...перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли» (19, с. 464).
На собраниях они ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился», – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.
«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду» (19, с. 478).
По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.
Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:
«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о “свободной любви” выступает на передний план» (3, т. XI, с. 160).
Интересно, что недавно вопрос об адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера (15, 16 и 17). Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама в движении «Братьев свободного духа». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с той картиной общеевропейского движения «свободных духов», которую мы суммировали в предшествующем разделе.
Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» (19, с. 113) приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены…». По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.
Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427–1434 гг. Некоторые страны они опустошали, унося с собой добычу, в других, например в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:
«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужиры в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».
Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:
«...ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству» (21, с. 161).
«На их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».
Но и вся Центральная Европа подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую Церковь. Но более радикальная, таборитская часть гуситов не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.
Во время войн 1419–1434 гг. гуситы не только разоряли соседние страны – они несли туда свои хилиастические и социалистические идеи: их манифесты читались в Барселоне, Париже, Кембридже. В 1423 и 1430 гг. были выступления сторонников гуситов во Фландрии.
В Германии и Австрии влияние гуситов сказалось еще и через 100 лет, в эпоху Реформации. В самой Богемии разгромленные табориты дали начало секте «Богемских братьев» или «Unitas fratrum», в которой прежнее нетерпимое отношение к католической Церкви и мирской власти соединялись с полным отказом от насилия, даже для самозащиты. С этой сектой мы еще встретимся дальше. Она существует и по сей день.
Цитируется по изд.: И.Р. Шафаревич. Социализм как явление мировой истории. В кн.: Полное собрание сочинений. Том 1. М., 2014, с. 215-223.