Экзистенциализм (Митрохин, 1990)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. existentia — существование), или философия существования — одно из влиятельных направлений современной буржуазной философии. Его теоретическими источниками были идеи Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Унамуно, отчасти Ницше; формирование экзистенциализма как философского учения происходит в первой трети 20 века в России (Шестов, Бердяев), Германии (Хайдеггер, Ясперс), Испании (Ортега-и-Гасет), позже он распространяется во Франции, Италии, США и других странах. Согласно экзистенциализму, абсолютно реально только непосредственно переживаемое существование, которое нельзя осмыслить рациональными средствами. Оно характеризуется тем, что личность утрачивает свою идентичность, воспринимает мир через призму состояния страха и тревоги, осознания своей конечности и неминуемого приближения смерти, причем это состояние усугубляется непониманием других людей, утратой идеалов и веры, чуждостью мира. Такая интерпретация человеческого существования сближает экзистенциализм со всеми главными вероучениями (иудаизмом, католицизмом, исламским модернизмом), и в особенности с протестантизмом, делающим упор на иррациональность человека, его неискоренимую греховность и неприкаянность. Принято различать секулярный (нередко именуемый «атеистическим») и религиозный экзистенциализм. Согласно первому (Хайдеггер, Сартр, Камю, Баррет, Мерло-Понти), подлинное «я» абсолютно автономно и не может быть детерминировано извне ни законами истории, ни богом. Однако это отнюдь не несовместимо с религией. Экзистенциалистская трактовка человеческой ситуации уже сама по себе представляет аналог протестантскому пониманию «испорченности» человека. Отрицание каких-либо объективных оснований человеческого существования представляет его лишенным смысла и перспективы состоянием безысходности, что психологически предрасполагает к приятию религиозной надежды. Камю и Баррет считают, что вера в бога является средством снятия или смягчения абсурдности бытия, а Хайдеггер рассматривает идею трансцендентного как имманентную черту человеческого существования. Религиозный экзистенциализм протестантской ориентации нередко обеспечивает философской аргументацией конкретные богословские доктрины. Главная же его заслуга перед теизмом в обосновании вывода о том, что единственным и необходимым способом преодоления горизонта непосредственной субъективной данности (трансцендирования) является обращение к богу как основанию человеческого существования и личной свободы. Барт активно использовал аргументы, почерпнутые) у Кьеркегора, в то время как Бультман, Бруннер и другие представители диалектической теологии опирались на более поздний экзистенциализм. У Нибура и особенно у Тиллиха экзистенциализм перестает быть просто средством теоретического подкрепления вероучения, а в значительной мере сливается с теологией, становится ее органической частью. Ясперс рассматривает религиозность как непреходящее свойство «экзистенциальной структуры» человека. Экзистенциализм ограничивает роль рационального познания действительности и возможности решения на этой основе острых социальных проблем, что облегчает его использование фидеизмом.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 309-310.