Земля и государство
ЗЕМЛЯ И ГОСУДАРСТВО - историко-социологическая концепция славянофилов, созданная в 40-50-е годах XIX века. Ведущая роль в ее разработке принадлежала К. С. Аксакову, к которому по ряду вопросов был близок А. С. Хомяков. Центральное место в ней занимает учение о не-государственности русского народа, а ключевой идеей является противопоставление государственности и векового уклада народной жизни. На Западе, считал Аксаков, идея государственности воплощается во внешнем порядке, основа которого принуждение и насилие. Для славянских племен основа праведной жизни виделась ему в ином - в традициях крестьянской общины и народного быта, т. е. в Земле. Территория, где жили славяне, подвергалась постоянным набегам, что вынудило их создавать государство. Для этого, как писал Аксаков, славяне призвали варягов, что позволило им не смешивать для себя понятия Земля и государство, а пойти лишь на создание их добровольного союза, т. е. своеобразного общественного договора. В рамках этого союза произошло разделение людей на служилых и земских, но был возможен переход из одного разряда в др. Принципиальное отличие России от Запада заключалось в том, что в ней не было наследственной аристократии, поэтому служилый человек имел возможность стать боярином. Исходя из принципа противоречия внешнего и внутреннего, формального и органичного, разъединенного и цельного и т. д., славянофилы противопоставляли понятия государства и общества. Существование первого предполагает исполнение внешней функции, где ведущую роль играет отрицательное начало, в то врет как общество созидательно по самой своей природе, несет в себе нравственную основу, которая характеризует его внутреннюю жизнь. Хомяков причислял все атрибуты государственной власти, и в первую очередь политические отношения в обществе, к второстепенным. Общественная деятельность не должна соединяться с задачами государства, чтобы сохранить свое предназначение. Положительная сторона деятельности государства заключается лишь в том, что оно берет на себя весь груз решения политических вопросов, оставляя общество вне этих проблем. Разрушение сложившегося ранее союза земли и государства наступило, считали славянофилы, в петербургский период истории России, когда произошло вмешательство государства в дела общества. Данное положение отрицательно сказалось не только на государстве, но может исказить и сущность земли. «Народ, - писал Аксаков, - еще держится и хранит, как может, свои народные кроткие общинные предания, но если уступив, проникнется он сам государственным духом, если захочет сам быть наконец Государством, тогда... погибнет внутреннее начало свободы» (Полн. собр. соч. Т. 1 С. 58). Смерть Николая I и начало царствования Александра II в 1855 году породит оптимистические надежды славянофилов на претворение в жизнь их идей. Свои воззрения по вопросу о земли и государства Аксаков изложил в записке к Александру II «О внутреннем состоянии России», в которой характеризовал русский народ как «.. не государственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного» (Теория государства у славянофилов. С. 25-26). Главная задача государства, по Аксакову, заключается в решении военных вопросов, в обеспечении работы правительства, органов законодательства и судопроизводства. К земской деятельности принадлежит «...весь быт народный, вся жизнь народа, куда относится, кроме духовной, общественной его жизни, и материальное его благосостояние: земледелие, промышленность, торговля» (Там же. С. 27). Автор максимально расширяет сферу деятельности земли, ограничивая тем самым роль государства. Он использует своеобразный прием устрашения а адрес государства, когда пишет, что «как скоро правительство отнимает постоянно внутреннюю общественную свободу народа, оно заставит, наконец, искать свободы внешней, политической» (Там же. С. 37). Государственной формой правления, соответствующей всей русской истории, является для Аксакова монархия. Все др. формы правления, включая демократию, допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа. Власть государя в России чрезвычайно велика, однако народ не рассматривает его в качестве земного бога, т. е. повинуется, но не боготворит. По существу, в записке провозглашается требование об ограничении абсолютной монархии. Более того, Аксаков настаивает на праве земли высказывать свое мнение государству по всем актуальным вопросам, но их исполнение не является обязательным. Для этого необходимо восстановить деятельность Земского собора. «Правительству, - писал он, - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая; народу - полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия - и, следовательно, закона; народу - право мнения - и, следовательно, - слова» (Там же. С. 44). Призыв к созыву Земского собора стал актуальным для всей общественно-политической жизни России 2-й половине XIX века. Вокруг него сблизились самые различные направления отечественной демократической интеллигенции. Влияние концепции земли и государства сказалось как на развитии философской мысли, так и в общественно-политической жизни России того периода в самых различных проявлениях. Отрицательное отношение к государству и определение русского народа как негосударственного послужило одним из идейных источников анархизма, получившего свое развитие в работах М. А. Бакунина, Кропоткина и др. Нигилизм славянофилов в отношении к политическим вопросам и правовым нормам повлиял на народничество, став одной из характерных особенностей этого движения. С другой стороны, пристальное внимание к земщине сказалось на том, что русская интеллигенция с начала 60-х годов XIX века направила значительную часть своей энергии на развитие и распространение земской деятельности.
А. А. Попов
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 199-200.
Литература:
Аксаков К. С. Полн. собр. соч. М., 1860. Т. 1; Он же. Государство и народ. М„ 2009; Теория государства у славянофилов. Сб. статей. Спб.. 1898; Ранние славянофилы. М., 1910; Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. Л., 1970 (Гл. 14); Они же. Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // Вестник ЛГУ. 1965. Вып. 3. № 17.