Психодиагностика

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа + diagnosis — распознавание). Процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в роли которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других. История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца XIX века, когда в 1884 году Ф. Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале XX века А. Бине приступил к раз-работке методов диагностики умственного раз-вития и умственной отсталости. По предложению В. Штерна было введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К. Г. Юнг, Г. Роршах), достигшие — в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования — своего апогея в конце 1930-1940-х годов. С 1940-1960-х годов активно создаются личностные опросники. Структура. Описание психодиагностической методики имеет более или менее стандартизованный характер. В это описание входят следующие позиции: А. Заголовок (автор, методика для...). Б. Тип методики (метод суждений, шкалирования, проективный метод и т. д.). 1. Концепция теста (то, что измеряется). 1.1. Теоретическое обоснование. 1.2. Структура теста (тестовые батареи, субтесты). 1.3. Примеры пунктов. 2. Конструкция теста (предыдущие версии, источник формулировок, пробы). 3. Статистические критерии. 3.1. Объективность (в аспекте проведения, обработки, интерпретации). 3.2. Надежность (стабильность, консистентность, гомогенность, выраженные в соответствующих коэффициентах). 3.3. Валидность (логическая, эмпирическая, средовая и прогностическая, критерии внешней и внутренней валидности, факторный анализ). 3.4. Нормы (характер нормировки, выборки, репрезентативность). 4. Проведение. 4.1. Форма (индивидуальная, групповая, параллельная, короткая). 4.2. Референтная выборка (возраст, пол и т. д.). 4.3. Время проведения. 4.4. Материал (бумага, карандаш и т. д.). 4.5. Инструкция (на словах, на бланке). 4.6. Условия (квалификация тестолога, тренинг тестирующихся). 5. Обработка и интерпретация. 5.1. Средства обработки (шаблон, компьютер). 5.2. Время обработки. 6. Возможности применения (связь с другими методиками, в каком диагностическом блоке, для каких общих задач). 7. Заключение (+ критика, ограничения метода, перспективы). 8. Литература. Виды. К основным классам психодиагностических методик относятся следующие. 1. Тесты достижений. 1.1. Тесты развития. 1.2. Тесты интеллекта. 1.3. Общие тесты достижений. 1.4. Школьные тесты достижений. 1.5. Специальные тесты проверки психических функций и способностей. 2. Личностные метрические тесты. 2.1. Тесты структуры личности. 2.2. Тесты установкок и интересов. 2.3. Клинические тесты. 3. Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1. Тесты толкований. 3.2. Вербально-тематические тесты. 3.3. Рисуночные и формосоздающие тесты. К особым классам могут быть отнесены критериально-ориентированные тесты; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 462.

Литература:

Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981; Анастази А. Психологическое тестирование: В 2. кн. М.: Педагогика, 1982; Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983; (Hrsg.) Brickenkampf R. Erster Erganzungsband zum Handbuch psychologischer und padagogischer Test. Giittingen, 1983; Психодиагностика: теория и практика: Переводы / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Прогресс, 1986; Общая психодиагностика: Основы психодиагности-ки, немедицинской коррекции и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-спра- вочник по психологической диагностике. Киев, 1989; Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.