Научная школа

ШКОЛА научная — в психологии способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под научной школой понимаются: 1) школа научно-образовательная, формирующая будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив, группа ученых, совместно разрабатывающих под руководством лидера — главы школы — созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов.

Научная школа играет важную роль в развитии психологии со времен античной науки, когда психологическое знание формировалось в недрах философских и естественнонаучных учений (школы стран Древнего Востока, а также древнегреческие школы Пифагора, Гиппократа, софистов, Платона, стоиков, скептиков и др.). При этом развитие шло в направлении от школ как хранителей неперсонифицированного знания (Древний Восток) к школам как прообразам исследовательских коллективов (школа Аристотеля). Средневековые школы занимались преимущественно репродуктивной деятельностью. Значительно возросла роль научной школы в Новое время в связи со стремительным прогрессом науки, с превращением ее в профессию, а также благодаря переходу научной деятельности из сферы преимущественно индивидуального труда в сферу коллективного.

Научная школа стала главной организационной формой, в рамках которой происходил процесс преобразования психологии из отрасли философских знаний в самостоятельную дисциплину. Важную роль в этом процессе сыграла научная школа В. Вундта, носившая научно- образовательный характер. В ней прошло подготовку первое поколение исследователей, ставших затем создателями лабораторий экспериментальной психологии в различных странах. Эклектический характер концепции Вундта обусловил то, что подавляющая часть этих исследователей (О. Кюльпе, С. Холл, Д. Кеттел, В. М. Бехтерев, Г. Мюнстерберг и др.), отвергнув его концепцию, выдвинула новые исследовательские программы и создала собственные научные школы. Вундтовской ориентации следовали Э. Б. Титченер в США и Г. И. Челпанов в России, организовавший большую научно-образовательную школу, большинство выпускников которой, отойдя от этого направления, внесли значительный вклад в формирование отечественной психологии (П. Блонский, К. Корнилов, С. Кравков, Н. Рыбников, П. Шеварев, В. Экземплярский и др.).

Развитие психологии в XX веке связано с формированием школ — направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких как структурализм (см. Психология структурная), функционализм (см. Психология функциональная), бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (см. Гештальт-психология), фрейдизм, неофрейдизм. В отечественной психологии важная роль принадлежала школам М. Басова, Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева, А. Лурии, Б. Ананьева, Б. Теплова, Д. Узнадзе и др.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 766-768.

Понятие: