Шабда
ШАБДА. 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук человеческой речи. Так, в слове «кот» шабда есть последовательность, «к» — «о» — «т». В любом случае шабда есть качество первостихии акаши. В философии большое значение имел многовековой спор между мимансой, полагавшей шабду вечной, и прочими школами, считавшими звук (в том числе членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял утверждение об извечности и безавторстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе объясняли как проявление, но не появление. Согласно великому философу-языковеду Бхартрихари (V век) сущность шабды есть абсолют, разворачивающийся затем своими потенциями в мир. В общекультурном плане дискуссии о шабде подобны спорам о Платоновых идеях в европейской философии, некоторым теологическим проблемам и отражают также огромную роль устного — а не писаного — слова в традиционной культуре, передаваемого — воспроизводимого авторитетным лицом (гуру, брахманом и пр.).
А. Парибок
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 453.