Правый уклон
ПРАВЫЙ УКЛОН в ВКП(б) - оппортунистическое течение внутри партии в 1928-1930 годы, возглавлявшееся Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым и М. П. Томским, представлявшее в те годы главную опасность в партии. Правые уклонисты выступали против высоких темпов социалистической индустриализации страны, против развертывания коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса *.
Правый уклон возник в условиях сложной международной и внутренней обстановки, в которой осуществлялась социалистическая реконструкция народного хозяйства СССР. Развертывание социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и вытеснение капиталистических элементов из народного хозяйства СССР происходило в условиях обострения классовой борьбы в стране. Капиталистические элементы (кулаки, частные торговцы и пр.) оказывали ожесточенное сопротивление социалистическому строительству. Кулаки срывали хлебозаготовки, развернули террористическую борьбу против партийных и советских работников. Обострение классовой борьбы, сопротивление капиталистических элементов, колебания в мелкобуржуазных слоях населения нашли отражение в образовании внутри партии право-оппортунистической группы. Правые уклонисты пытались столкнуть партию с ленинской генеральной линии социалистического строительства. Оппортунистическая позиция Бухарина, Рыкова и Томского в 1928-1930 годы была не случайной. Политические и теоретические колебания были у них и ранее как в дооктябрьский период, так и после Октябрьской революции.
В. И. Ленин, обосновывая необходимость высоких темпов индустриализации страны, указывал: «...либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически... Погибнуть или на всех парах устремиться вперед» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 198 (т. 25, с. 338)). Правые же уклонисты требовали снижения темпов индустриализации, сетуя по поводу того, что «темп развертывания нашей промышленности по сравнению с капиталистическими странами неслыханно высок... у нас струна натянута крайне туго... пятилетний план нереален... из кирпичей будущего нельзя строить настоящие фабрики, темпы надо сузить» (Бухарин). Правые предлагали заменить пятилетний план двухлетним, считали необходимым сократить ассигнования на индустриализацию страны, на колхозное и совхозное строительство (Рыков, М. И. Фрумкин), утверждали, что «Москва должна остаться ситцевой», «смычка может быть и на текстиле» (Н. А. Угланов) и т. д. Позиция правых явно вела к срыву социалистической индустриализации страны **.
Правые выступали против ленинского кооперативного плана. Бухарин утверждал, что «Коллективные хозяйства это... не столбовая дорога, не главный путь, по которому крестьянство придет к социализму». Правые настаивали на поощрении единоличных, особенно кулацких, хозяйств. Расценивая кулацкие хозяйства как силу, способную обеспечить подъем сельскохозяйственного производства, Бухарин предлагал предоставить капиталистическим элементам деревни полную свободу. Еще в 1925 году Бухарин выдвинул кулацкий лозунг «обогащайтесь», тогда же осужденный ЦК. Позднее этот лозунг подхватили все правые оппортунисты, дополнив его лозунгами: «накопляйте в добрый час» (С. И. Сырцов), «мы не должны мешать производству кулацких хозяйств» (Фрумкин). В обстановке хлебных трудностей, вызванных кулацким саботажем хлебозаготовок, правые требовали отмены чрезвычайных мер, принятых против кулаков. По указанию Рыкова было вынесено постановление об увеличении норм сбыта сельскохозяйственных машин верхушечным слоям деревни до 20% за счет «понижения норм для середняцких слоев». Правые настаивали на сотрудничестве с кулацкими хозяйствами. В это время Бухарин выдвинул антимарксистскую «теорию врастания кулака в социализм».
В профсоюзах правые насаждали оппортунистические тредъюнионистские традиции. Они стремились ограничить деятельность профсоюзов лишь узкопрофессиональными, цеховыми интересами, отрывали их от повседневной борьбы за повышение производительности труда, от организации социалистического соревнования, от борьбы за выполнение плана социалистического строительства. Президиум ВЦСПС (Томский и другие) за весь 1928 год не обсуждал ни одного вопроса, относящегося к выполнению производственных планов ***, не возглавлял трудовой подъем трудящихся. Правые пытались воспрепятствовать выполнению решения ЦК ВКП(б) об укреплении партийного руководства профсоюзами.
Правые уклонисты поддерживали оппортунистов и в зарубежных компартиях: оппортунистов Германии в их борьбе против Тельмана; защищали ренегатов - Брандлера и Тальгеймера. В 1928 году Бухарин вновь выступил с оппортунистической «теорией» «организованного капитализма», заимствованной у ренегатов - лидеров 2-го Интернационала - К. Каутского и Р. Гильфердинга. Ленин еще в 1916 году показал всю научную несостоятельность и антиреволюционность этой «теории».
Правые уклонисты прибегали к антипартийным, фракционным методам борьбы, пытались создать единый антипартийный блок правых оппортунистов с троцкистами. Правые уклонисты (Угланов, М. Н. Рютин, М. А. Пеньков) вели антипартийную дезорганизаторскую деятельность в Московской партийной организации.
На пленумах ЦК ВКП(б) в 1928-1929 годы и на VI конгрессе Коминтерна правые уклонисты были разоблачены как кулацкая агентура в партии. Важную роль в разоблачении и преодолении правого уклона имели выступления на пленумах ЦК и ЦКК ВКП(б) А. А. Андреева, М. И. Калинина, С. М. Кирова, С. В. Косиора, В. В. Куйбышева, А. И. Микояна, Г. К. Орджоникидзе, П. П. Постышева, Я. Э. Рудзутака, И. В. Сталина и др. Пленум Исполкома Коминтерна (1929), XVI всесоюзная конференция ВКП(б) (1929) и XVI съезд ВКП(б) (1930) объявили взгляды правых «несовместимыми с принадлежностью к ВКП(б)» (см. «КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 3, 1954, с. 21). Коммунистическая партия добилась полного идейного и организационного разгрома правого уклона. Лидеры правых уклонистов были сняты со всех ответственных постов, впоследствии они признали ошибочность своих взглядов.
Решительное преодоление правого уклона внутри ВКП(б) имело важное значение для осуществления социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, для построения социализма и укрепления обороноспособности СССР.
И. П. Шмидт. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Примечания «ПК»
* Анекдот тех лет. Вождя спрашивают: «Товарищ Сталин, а какой уклон хуже – левый или правый?» На что генсек ответил не совсем по-русски: «Оба хюже». А если серьезно, то высшее руководство готовило страну к надвигавшейся мировой войн, строило мобилизационную экономику, систему снабжения продовольствием, готовило идеологическую мобилизацию нации, выстраивало и чистило от ненадежных кадров систему управления. Все инициативы, которые вступали в противоречие с этой главной задачей, объявлялись вредными и недопустимыми. Идеи, проповедуемые вождями «правого уклона» мешали создавать надёжную систему снабжения продовольствием будущей воюющей армии. И эти идеи подлежали уничтожению – вместе с их носителями, что несколько позже и было сделано. Впрочем, официально объявлялось, что они якобы мешают строительству социализма, а подготовке к войне. О войне до времени умалчивали.
** — «Позиция правых явно вела к срыву социалистической индустриализации страны…» — Беда Бухарина и его единомышленников состояла в том, что они не смогли быть настоящими большевиками, то есть не смели согласиться на те зверские меры в отношении русского крестьянства, которые проводились высшим руководством страны. Фактически речь шла о том, чтобы провести индустриализацию за счет сверхэксплуатации крестьян — через насильственное изъятие у них всего выращенного урожая подчистую. Большевики на такое зверство были способны. Сторонники Бухарина нет.
*** — «Президиум ВЦСПС… за весь 1928 год не обсуждал ни одного вопроса, относящегося к выполнению производственных планов…» — Вообще-то профсоюзы во всем мире занимаются защитой прав трудящихся, а не поиском способов повышения их эксплуатации. Этого могли не видеть в упор партийные функционеры предвоенных лет, но автор настоящей статьи, вышедшей в цитируемом томе СИЭ в 1968 году, должен был понимать.
Литература:
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, 7 изд., ч. 2-3, М., 1954; Трапезников С. П., Исторический опыт КПСС в осуществлении ленинского кооперативного плана, М., 1965; Ваганов Ф. М., Разгром правого уклона в ВКП(б) (1928-1930), «ВИ КПСС», 1960, No 4.