Государственный капитализм и полуколонии
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ в бывших колониальных и зависимых странах. Возможность появления государственного капитализма возникла здесь только тогда, когда государственная власть была вырвана из рук иностранных империалистов. Поэтому явлением более или менее типичным для многих из этих стран (государственный капитализм получил наибольшее распространение в Индии, ОАР, Индонезии, Бирме и др.) государственный капитализм стал только после 2-й мировой войны, с возникновением десятков независимых государств в Азии и Африке (до войны государственный капитализм или его элементы возникли только в немногих странах, обладавших государственной независимостью и боровшихся за ее упрочение - в Турции, Афганистане, отчасти в Таиланде, в некоторых латиноамериканских странах, особенно в Мексике). Государственный капитализм в бывших колониальных и зависимых странах существенно отличается от государственного-монополистического капитализма и принципиально от государственного капитализма в социалистических странах * (в переходный период от капитализма к социализму). В бывших колониальных и зависимых странах государственный капитализм порожден противоречием между их экономической отсталостью и потребностью в ее быстрейшей ликвидации в интересах построения независимой экономики. Государственный капитализм отвечает коренным интересам национальной буржуазии, так как стремится разрешить это противоречие на путях капиталистического развития. В то же время, поскольку он направлен на ликвидацию экономической отсталости, укрепляет независимость и обнаруживает, следовательно, определенную анти-империалистическую направленность, постольку он в значительной мере отвечает нуждам народа. Исходной материальной основой государственного капитализма являются перешедшие в собственность государства от бывшей колониальной администрации некоторые средства производства: железные дороги, гидроэнергетические и ирригационные сооружения, порты, ряд промышленных предприятий, плантаций и т. д. Дальнейший рост государственной собственности, ведущий к образованию государственного сектора в экономике, происходит за счет расширения существующих и строительства новых объектов (этот путь типичен, в частности, для Индии), а также национализации иностранной собственности (национализация голландских каучуковых плантаций в 1958 году и другого в Индонезии, национализация компании Суэцкого канала в 1956 году в Египте), а иногда и ряда местных частнокапиталистических предприятий (особенно в ОАР, где в 1961-1962 годах в руки государства перешли все банки, страховые компании, большая часть фабрично-заводоских предприятий). Большое значение в экономической жизни имеет установление правительственного контроля над кредитно-финансовыми и торговыми организациями. В Бирме с первых дней независимости была установлена монополия правительства на внешнюю торговлю рисом и другими важными товарами. Управление государственными предприятиями осуществляется соответствующими министерствами или самостоятельными учреждениями со специалбным уставом (в Турции эту роль выполняют так называемые госбанки: Сумербанк, Этибанки другие), либо акционерными компаниями, подконтрольными и принадлежащими правительству. В Индии на 1961 год насчитывалось 140 государственных акционерных компаний с оплаченным капиталом в 3,5 миллиарда рупий или 1/3 всего капитала всех акционерных компаний страны. Особенно важным проявлением государственного капитализма становятся планы экономического развития. Планирование имеет место почти во всех молодых суверенных государствах, но наибольшее развитие получило в Индии. Одна из центральных задач 5-летних планов Индии – индустриализация страны путем создания ряда крупных металлургических, машиностроительных и других государственных предприятий. Большую помощь в создании многих экономических объектов в государственном секторе молодых суверенных государств оказывают СССР и другие социалистические страны. Империалистические государства, стремясь сохранить экономическую зависимость слаборазвитых стран, выступают против государственного капитализма в этих странах (не скрывая своих симпатий к частнокапиталистическому предпринимательству), стремятся ограничить сферу его действий и поставить его себе на службу.
Государство, выполняя волю имущих классов, оказывает помощь частным предпринимателям (субсидиями, таможенным протекционизмом и т. п.). В Индии и некоторых других странах сферы деятельности государственного и частного секторов разграничены законодательным путем и установлен известный правовой контроль над частнокапиталистическим предпринимательством (особенно сильный в ОАР). В целом, однако, развитие государственного капитализма на данном этапе не противоречит частнокапиталистическому предпринимательству.
Государственный капитализм - не статичное явление, он развивается и видоизменяется. Примером этому может служить государственный капитализм в Турции (см. Этатизм). Прямая связь экономики и политики в эволюции государственного капитализма видна на примере нейтралистских государств, с одной стороны, и стран, входящих в агрессивные блоки, - с другой. В первых государственный капитализм более развит, охватывает больше отраслей народного хозяйства и способствует укреплению суверенитета, во вторых государственный капитализм, как правило, очень хил, ограничен иностранными монополиями и местной реакционной частью имущих классов, его антиимпериалистические потенции не могут проявиться.
Судьба государственного капитализма зависит от всего хода политической и в первую очередь классовой борьбы в той или иной стране. Борьба прогрессивных сил за построение государства национальной демократии, за вступление на путь некапиталистического развития создает условия для расширения сферы деятельности государственного капитализма и открывает возможности изменения его характера: государственный сектор может стать в этих условиях важным средством подготовки некапиталистического развития.
A. И. Лесковский. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.
Примечания «ПК»
* — «…отличается от государственного-монополистического капитализма и принципиально от государственного капитализма в социалистических странах …» — Как уже отмечалось в примечании к статье «Государственный капитализм и социализм», В СССР перехода к социализму, как отдельному социально-экономическому строю, так и не произошло. Государственный капитализм сначала (30-е годы XX века) из инструмента подготовки к надвигавшейся мировой войне превратился после завершения войны в самодовлеющую бюрократическую машину, всецело распоряжавшуюся средствами производства в рамках советского по форме, но слабо социализированного обычного государственного капитализма. Потому-то и так легко и просто в 90-е годы XX века весь этот государственный капитализм был превращён в обычный частный.