Формализм

ФОРМАЛИЗМ (франц. formalisme, от лат. formalis — относящийся к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия).

В истории искусства формализм проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и соответственно в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Формализм возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 века, однако с наибольшей последовательностью формализм раскрылся в буржуазном искусстве 20 века, в таких его течениях, как кубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, «поп-арт» и «оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования формализма, в которых искусство трактуется как «игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобождённых от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием.

Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями формализма — эстетизмом, теорией и практикой «чистого искусства», «искусства для искусства», показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Ленин В. И., О литературе и искусстве. [сборник], М., 19796; Плеханов Г. В., Иск-во и лит-ра, М., 1948; Каган М. О., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 19712; Медведев П. Н., Формализм в зап.-европ. искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Модернизм. Сб. ст., М., 19732; Ohff H., Anti-Kunst, Düsseldorf, 1973.

Понятие: