Подражание
ПОДРАЖАНИЕ — следование примеру, образцу. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности: оно проходит ряд ступеней, изменяясь вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и на внутреннюю) идентификацию подросткам себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и т. п.).
Согласно Фрейду, подражание является составляющей понятия внушения и рассматривается как его следствие.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 387.