Дхарма-шастры

ДХАРМА-ШАСТРЫ - санскритские сочинения, посвященные изложению основных заповедей индуизма, правильного поведения — дхармы. В широком смысле к Дхарма-шастрам причисляют и ведийские учебники дхармы — дхармасутры. В узком смысле под Дхарма-шастрами имеют в виду лишь более поздние (первой половины I тысячелетия н. э.) произведения (смрити), прежде всего «Ману-смрити» и «Яджнавалкъя-смрити». В отличие от дхарма-сутр последние не были связаны с какими-либо отдельными школами ритуала. Составленные обычно в стихах, тем же размером, что и эпические поэмы, они предназначались для всеобщего ознакомления. Приписывались Дхарма-шастры самым авторитетным персонажам индийской мифологии вплоть до богов («Вишнусмрити»), претендуя на сверхъестественное происхождение. Дхарма понималась в них как религиозный долг, определяемый местом человека в обществе, его принадлежностью к той или иной варне и касте — джати, а также стадии жизни — ашраме. Несоблюдение человеком своей дхармы рассматривалось как нарушение предвечного закона космической гармонии. Осквернение могло быть либо снято особыми покаяниями, либо вело к исключению из касты. Давая компендии дхармы, составители Дхарма-шастр использовали различного типа источники: дхарма-сутры (преимущественно о повседневных обязанностях брахмана), артха-шастры (в связи с описанием деятельности царя-кшатрия), эпико-пураническую традицию (в главах о космогонии и эсхатологии) и т. п. Некоторые Дхарма-шастры отличаются обилием дидактических изречений, популярных афоризмов («Ману-смрити»), в других проявляется склонность к сухим перечням, классификациям и определениям. Излагая дхармы царя по охране подданных (в частности, и от преступников), ряд Дхарма-шастр подробно освещает вопросы правосудия. Судебным делам посвящена почти целиком «Нарада-смрити». Дхарма-шастры никогда не были сборниками действующих законов, санкционированных государственной властью, но зафиксированные в них общие принципы права служили авторитетным руководством для судей и правителей. Особое значение в средневековом индийском праве придавалось комментариям на Дхарма-шастр, прежде всего «Митакшаре» (см. Яджнавалкья-смрити). Комментарии порою имели тенденцию превращаться в тематические сборники цитат из Дхарма-шастр (так называемые нибадхи), либо могут рассматриваться как самостоятельные юридические трактаты, составленные в форме комментариев.

А. Вигасин

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Понятие: