Православная церковь

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, православие (калька греческого слова ortodoxia (от ortos - верный, правильный и doxa - мнение)), - одно из трех важнейших вероисповеданий христианства, распространенное преимущественно в СССР [России, Украины, Белоруссии], Румынии, Болгарии, Югославии, Греции, на Кипре, а также в США, Турции, ОАР, Ливане, Албании, Польше, Чехословакии. Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной (ортодоксальной) и кафолической (вселенской) в противоположность ересям. После разделения церквей (схизмы) название католическая (в латинизированной форме) осталось за западной (римской), православная - за восточной церковью. Формально датой схизмы считается 1054 год, когда римский кардинал Гумберт и константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви - по существу же событие 1054 года было лишь одним из этапов разделения церквей.

Отличие западного и восточного христианства было заметно уже в 3-5 веках. Оно объясняется тем, что на Западе христианство испытало преимущественное влияние римского юридизма, на Востоке - греческого спекулятивного мышления. В соответствии с этим на Западе центральной проблемой богословия становится проблема греха (см. Пелагианство, Августин), на Востоке же - тринитарные споры, т. е. вопрос о соотношении лиц Троицы. Западные богословы (Тертуллиан) были враждебны к античному наследию, тогда как восточные отцы церкви (Климент Александрийский, Ориген, Григорий Нисский) стремились сохранить и использовать в интересах церкви традиции греческой идеалистической философии. Политические причины - завоевание Западной Римской империи варварами в 5 веке, - казалось, должны были усугубить этот идейный раскол, однако римские папы до середины 8 века видели в византийском императоре естественного союзника против варварской стихии и, несмотря на отдельные протесты, избегали открытого разрыва. Впервые разрыв произошел около 867 года при папе Николае I и патриархе Фотии и явственно вызван был претензиями обеих церквей на главенство в Болгарии. К концу 9 века раскол был ликвидирован, но произошел вновь в 1054 году. В 12 веке политический причины привели к союзу Рима и Константинополя против германской угрозы, что значительно ослабило догматические споры, но захват византийской столицы крестоносцами в 1204 году и установление там латинского патриаршества привели к окончательному разрыву, хотя в 13-15 веках византийское правительство неоднократно стремилось к заключению унии обеих церквей в целях совместной борьбы с турками (Лионская уния 1274 года, Ферраро-Флорентийская уния 1439 года).

Важнейшие отличия православия от католицизма: 1) Православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» filioque (и от сына), т. е. считает «святой дух» исходящим только от бога-отца. В этом сказывается влияние неоплатонизма, ибо в Православной церкви сын и «святой дух» выступают как две ипостаси одного принципа, тогда как западному представлению свойственна большая иерархичность. 2) Православная церковь последовательнее развивает тезис Афанасия Александрийского о возможности «обожения» человека, т. е. прижизненного мистического слияния с богом (особенно Симеон Богослов - 11 век, исихасты - 14 век). В католицизме, напротив, преобладает представление о формально-юридическом воздаянии за дела: учение о наследственном грехе как воздаянии за грех Адама и Евы, идея чистилища (чуждая православию), возможность выкупа греха (индульгенция), учение о добродетели как заслуге перед богом и о сверхдолжных подвигах святых, накапливающих благодать, которая затем может распределяться церковью. 3) Православная церковь не создала единой централизованной организации и придает церковной иерархии меньшее значение, чем католицизм. Православная церковь ставит выше патриархов Вселенские соборы, наделяет епископов меньшими привилегиями, менее резко отделяет клир от мирян: отсутствие целибата (безбрачия), причащение мирян как хлебом, так и вином. 4) Среди литургических различий особенно большие споры в 11 веке вызывало расхождение в способе приготовления хлеба для евхаристии: на Западе употреблялись опресноки, на Востоке - квасной хлеб.

В истории византийской церкви можно проследить следующие основные периоды: 1) период выработки основных догматических учений (4-7 века): время тринитарных (см. Арианство) и христологических (несторианство, монофизиты, монофелитство) споров; время соперничества Александрийского и Константинопольского патриаршеств.

2) Период систематизации и оформления догматов (8-10 века): устанавливается энциклопедия («сумма») богословских знаний (см. Иоанн Дамаскин). Церковь ведет полемику с иконоборчеством и павликианством (см. Павликиане). В связи с арабскими завоеваниями происходит консолидация византийской церкви вокруг Константинополя. 3) Период зарождения византийского рационализма (11-12 века): с развитием византийской науки делаются попытки внести в богословие значительные элементы неоплатонизма и аристотелевой логики, что ставит под сомнение некоторые догматы (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих). Одновременно усиливается мистицизм и полемика с западным богословием. Обмирщление церкви в связи с ростом церковных богатств вызывает резкую критику как со стороны мистиков (Иоанн Оксит), отстаивающих церковную независимость, так и просветителей (Евстафий Солунский), стремившихся подчинить церковь светской власти. 4) Период упадка Византии (13-15 века). Церковь и монашество достигают невиданной ранее экономической и политической мощи, диктуют императору политику часто вразрез с государственными интересами. Церковный мистицизм одерживает верх над элементами византийского «гуманизма».

A. П. Каждан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Яковенко П. A., История визант. церкви, Юрьев, 1909/10; Лебедев А. П., Собр. церковно-историч. соч., т. 6 - Очерки внутр. истории визант.-восточ. церкви в IX, X и XI вв., 2 изд., М., 1902; Attwater D., A list of books about the Eastern Churches, Newport, 1960; Heiler F., Urkirche und Ostkirche, Münch., 1937; Benz., Geist und Leben der Ostkirche, Hamb., 1967; Janin P. R., Les églises orientales et les rites orientaux, 4 éd., P., 1955; Gordillo M., Theologia orientalium cum Latinorum comparata, t. 1, Romae, I960; Beck H. G.. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch, 1959; Clement O., L'essor du christianisme oriental, p., 1964; его же, Byzance et le christianisme, P.. 1964.

Понятие: