Массовая коммуникация

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения массовой коммуникации в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды», или «средствами массовой коммуникации».

Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физических каналов движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись).

Эффективность массовой коммуникации определяется не только целями и задачами, воздействия передаваемых сообщений на людей, но и соответствием содержания и формы массовых коммуникаций их постоянным и текущим информационным нуждам. Будучи мощным орудием идейно-политической борьбы, социальной) управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, массовая коммуникация стала важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды. В условиях капитализма цели массовой коммуникации, выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских, приёмов и «массовой культуры». В социалистической обществе массовая коммуникация призвана укреплять идейное и модально-политическое единство общества, бороться с буржуазной идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонистически развитой личности.

Социология и психология массовой коммуникации, возникшие в 20-х годах 20 века, изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем массовой коммуникации, функционирование отдельных её элементов, их взаимодействие. Теория и методология исследования массовой коммуникации в марксистско-ленинской и буржуазной социологии определяются принципиальным различием их целей и задач.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Алексеев А. Н. О массовой коммуникации и ее социальных средствах, в сборнике: Журналист, прессу, читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, 1973; Фирмов Б. М., Пути развития средств М. к., Л., 1977; Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции, Л., 1981; People, society arid mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964; De  Fleur M. L., Theories of mass communication, N.. Y., 19702; The process and effects of mass communication, ed, W., Schramm, rev. ed., Urbana, 1971.