Шкала зрелости
ШКАЛА ЗРЕЛОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК (от англ. Maturity of Vocational Attitudes Scale). Опросник профессиональных установок, разработанный Дж. О. Крайтсом. Состоит из 50 пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»); беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»); самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»); реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»); информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»). Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач. Проведение тестирования возможно при достижении испытуемым этапа профессионального выбора; может проходить и индивидуально, и в группе; предполагает ситуацию «бумага-карандаш» (ознакомление с инструкцией и ответы на вопросы); занимает около 10 минут.
Обработка алгоритмизирована, осуществляется по шаблонам при сравнении индивидуального профиля со стандартными значениями. В отношении статистических критериев есть данные но надежности общей шкалы (для старшеклассников с интервалом 8-9 месяцев: rtt = 0,57) и внутренней консистентности (по критерию Кьюдера-Ричардсона, KR-20 = 0,74).
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 675.
Литература:
Crites J. О. Career development processes // Vocational Guidance and Human Development. Boston, 1974; CritesJ. O. Career Maturity Inventory, Monterey, 1978.