Конформизм (Ильичёв, 1983)
КОНФОРМИЗМ (от позднелатинское conformis — подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений * и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. п.). В современном буржуазном обществе конформизм по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических организаций. В отличие от конформизма, социалистический коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке групповых норм, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств. поведения с интересами коллектива, общества.
От конформизма следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определенных групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психическое заражение» и т. п. С 50-х годах 20 века предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов — личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин — выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и ценностно-ориентационного единства группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определенным типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение о другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Примечания «ПК»
* — «…приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений…» — Как раз советское общество позднего брежневского извода довело силами спецслужб и партийных структур всякую дозволенную общественно-политическую деятельность до абсолютного конформизма, то есть до приспособленчества и пассивного принятия порядка вещей. Пространства для реализации каких бы то ни было нонконформистских замыслов и проектов в СССР практически не оставалось. Вероятно, понимая, что утверждением тезиса, противоположного истине, мало чего можно добиться, автор приводимого определения берется за подмену тезиса – пускается в рассуждения об иной категории, о конформности.
Литература:
Кон И. С., Социология личности, М., 1967, с. 83—100; его же, Открытие «Я», М., 1978; Психологич. теория коллектива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980, с. 261 — 67; Мс Guire W. J., Personality and susceptibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM., 1968; Moscovici S., Social influence and social change, L.— N. Y., 1976.