Храм индуистский
ХРАМ ИНДУИСТСКИЙ. Beдийские арии храмов не строили. Местом совершения ритуалов в этот период служили жертвенный столб (юпа) и специально подготовленная площадка, на которой находились алтари и воздвигался навес. Алтари строились из кирпича и имели разнообразные формы — полукруглую, круглую, квадратную, птицеподобную и др. Центральный алтарь, веди, где осуществлялась жертва, напоминал трапецию с вогнутыми боковыми сторонами. Все части этого сакрального пространства были насыщены космической символикой. Квадрат был символом мира, опоры, порядка. Круг был связан с представлением о земле, движении, развитии. Полукруг символизировал воздушное пространство, искаженная трапеция — женское начало. Юпа играла роль космической оси. Важно отметить наличие в системе алтарей антропометрического компонента — единицы измерения вьямы (рост человека от пяток до корней волос). Вся эта символика сохранила свое значение и для храма, построение которого начиналось, как и в случае с алтарем, с организации сакрального пространства: выбор, расчистка и освящение места (иногда посадка на нем зерновых культур для проявления силы плодородия), создание мандалы, специальной диаграммы, которая воплощала не только пропорции будущего храма, но его связь с определенным временным циклом и с космосом (через осмысление мандалы как аналога космического человека Пуруши).
Материалы, из которых создавались храмы, также имеют символическое значение. Обожженный кирпич связан одновременно с землей и огнем (прежде всего жертвенным). Считается, что он еще пропитан дыханием и сакральной речью, поскольку при строительстве читались мантры. Одно из ранних названий храма — «прасада» — происходит от «саданам», что значит укладывание кирпичей в алтарь. Прасада называли и тип древних многоэтажных домов, что соответствует представлению о храме как о доме бога. Камень символизирует земную твердь, опору, а также скалу, плававшую среди изначального океана, в котором была заключена вселенная. Этот океан символически представлен храмовым прудом, в воде которого паломники могут совершать омовение. К этому можно добавить, что при каждом значительном храме имеется свое дерево (так называемая стхала-врикша), символ, с одной стороны, мирового древа, с другой — жизненной силы. Таким образом, в целом храм представляет собой пракрити, природу в совокупности основных элементов, а также космологическая модель вселенной. Важнейшая часть индуистского храма — гарбхагриха, в которой помещается образ бога, «живущего» в храме. Над ней надстраивается башня шикхара (на юге — вимана) — основное тело храма, которая интерпретируется как гора — Меру, Кайласа или Мандара, а гарбхагриха понимается в этом случае как пещера. Ее символизм состоит в том, что она надежно хранит в себе тайну, скрытую от посторонних глаз. Идея абсолютной ценности святилища подчеркивается созданием совершенно недоступной подземной гарбхагрихи. Она мыслится повторяемой на всех уровнях башни, по которой проходит, пронизывая весь храм в наиболее сакральной точке, мировая ось. Важное символическое значение придается цоколю храма (адхиштхана). Его верхняя часть называется веди, или велика, что представляет собой реминисценцию ведийского алтаря. Сам храм, вознесенный вверх, ассоциируется с жертвенным огнем и вместе с тем с Пурушей, жертвоприношение которого играет важнейшую роль в древнеиндийской космологии. В архитектурном отношении предшественниками индуистского храма были буддийские пещерные храмы и монастыри (чайтьи и вихары). Их формы сохраняются в некоторых наиболее древних храмовых образцах. Так, храм Дурги в Айхоле (500—550) развивает план чайтьи, о чем свидетельствуют его продолговатая форма и абсидоподобная закругленность, наличие обхода вокруг гарбхагрихи (эта последняя черта закрепляется и в последующем храмовом строительстве). Буддийское наследие представлено и в комплексе скальных храмов Махабалипурама (630—715). Прототипом храма Дхармараджи является буддийский монастырь-вихара. Маленькие декоративные башенки на нем явно восходят к монастырским кельям. Храм Бхимы относится к типу «кунджара» («спина слона»), который развивает форму чайтьи с ее куполообразным потолком. Кстати, плоская или двускатная покатая крыша при отсутствии надстройки — признак раннего периода храмового строительства. В Махабалипураме есть прекрасные образцы как ранних пещерных индуистских храмов, так и южного типа башни-виманы (прибрежный храм Шивы). В отличие от северной пирамиды-шикхары (часто с выпуклыми или округлыми боками), вимана устремлена вверх уступами-ярусами и имеет подчеркнуто структурированный характер. Период развития пещерно-скальной храмовой архитектуры продолжался сравнит, недолго и дал еще по крайней мере два выдающихся комплекса — храм Кайласанатхи в Эллоре (VIII век) и храм Шивы на острове Элефанта (VI—VIII века). В дальнейшем преобладание получило строительство храмов из кирпича или каменных блоков. Форма храма развивалась в двух направлениях — по вертикали, как увеличение высоты башни, и по горизонтали — за счет увеличения количества примыкающих к храму строений. Основной план храма, помимо гарбхагрихи, включает еще притвор (антарала) и мандапу, помещение типа павильона для пребывания паломников. Мандаты могут служить разным целям (танцевальные представления дэвадаси, проведение свадебных ритуалов, размещение статуй богов и т. д.), и их количество при храме постоянно увеличивается, что делает проход адепта по храму к святилищу своего рода небольшим паломничеством. В Южной Индии храм нередко представляет собой громадный комплекс, включающий ряд подчиненных основному дополнительных храмов (встроенных в его форму или расположенных отдельно) и мандап. Такой комплекс окружен прямоугольником стены или несколькими концентрически расположенными такими прямоугольниками, над которыми возвышаются высокие надвратные башни — гопуры. Таковы, например, средневековый храм Минакши в Мадурай, храмы в Шрирангаме, Чидамбараме и т. д. Употребляемый для обозначения храмовой башни термин «вимана» (кстати, шикхарой в этом случае называют ее навершие, чаще всего шлемовидное) весьма показателен. Он обозначал в древности летающую колесницу богов и переносит это значение на храм, который, таким образом, мыслится не только как дом бога, но и как его колесница (что подтверждается еще одним из обозначений храма —ратха). Эта идея находит зримое воплощение в храме Сурьи в Конараке. Множество малых и больших храмов посвящено каждому индусскому божеству, за исключением Брахмы: для него известен лишь один храм в Пушкаре (штат Раджастхан). Из вишнуитских храмов наиболее известны храмы в Шрирангаме (штат Тамилнад), в Тривандруме (штат Керала), а также храмы, посвященные Кришне, во Вриндаване, Матхуре (штат Уттар-Прадеш), в Джайпуре и Натхдваре (Раджастхан), храм Джаганнатха в Пури (Орисса), в Двараке (штат Гуджарат), в Каньчипураме и Мадрасе (Тамилнад) и др. Среди шиваитских храмов популярны храмы в Чидамбараме (Тамилнад), храмы Амарнатха (Кашмир), Кедарнатха (Гималаи), Джамбукешвары (Тамилнад) и др. Шакти посвящены храмы в Калькутте, Варанаси, Мадурай, Мадрасе и других местах Индии.
А. Дубянский
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 442-445.