Русский фольклор
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР — совокупность различных форм русского народного творчества. Русский фольклор формировался в процессе образования древнерусской народности, а затем русской нации на основе традиций древних славянских племен и их исторических предшественников. До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества, формой народной памяти, выражением народного мировоззрения.
Русский фольклор включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. К прозаическим относятся сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы, к стихотворным — эпические песни (былины, исторические песни), сюжетные песни неэпического склада (баллады, романсы), обрядовые песни (колядки, под-блюдные песни, песнянки и др.), лирические песни и частушки. Русский фольклор почти не знал стихотворных жанров непесенного характера. Исключение составляют некоторая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки, присловья и т. п. Несколько особняком стоят заговоры, причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Специфической тематикой и своеобразием поэтических приемов выделяются духовные стихи.
Героическая и патриотическая тема нашла высокое художественное воплощение в эпических песнях — былинах, складывавшихся в период борьбы русского народа с монголо-татарским нашествием и возникновения национального государства. Для русских исторических песен характерна особая популярность сюжетов, связанных с крестьянскими антифеодальными восстаниями XVII-XVIII веков. Жанры русского фольклора в разные исторические периоды получали большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться в XVI веке, рекрутские песни — с возникновением регулярной рекрутчины (начало XVIII века), частушки — со второй половины XIX века. В XIX веке Россия была одной из немногих стран Европы, где фольклор жил еще полноправной жизнью. Вместе с тем уже в первой половине XIX века в губерниях Центральной России скудна былинная традиция, еще очень богатая на русском Севере, на Дону, в ряде регионов Сибири. Со второй половины века и особенно в советское время постепенно исчезают из народного репертуара многие виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи, полные суеверия бывальщины и др.
Русский фольклор свойственно не только жанровое многообразие, но и многослойность народно-поэтического репертуара каждой конкретной эпохи. Так, в середине XIX века в одних и тех же русских деревнях можно было услышать и древние заговоры, и аграрные заклинательные песни, восходящие к эпохе перехода восточнославянских племен к земледелию, и духовные стихи, зане-сенные на Русь вместе с христианством, т. е. не ранее X-XI веков, и былины, в которых отразилась Киевская Русь XI-XII веков, а также борьба русских с татарами (XIII-XVI века), и песни о С. Разине (XVII век) и Е. Пугачеве (XVIII век), о Крымской войне 1853-1856 годов и т. д. Они продолжали бытовать не в силу исторической инерции, а потому, что воспринимались обобщенно и актуализировались в сознании исполнителей и слушателей.
Важнейшей особенностью русского фольклора XVII—XIX веков была сформированность общенационального, особенно песенного, репертуара (значительно большая, чем, например, в Германии или Италии) при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразным развитием отдельных областей на обширной территории расселения русских, бытовыми контактами с соседними (в том числе славянскими) народами.
Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в так называемых берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание русского фольклора началось со второй половины XVII века. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII веке и в первой половине XIX века. Русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора «Слова о полку Игореве», опирались на русский фольклор, активно использовали его в своем творчестве. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма.
См.: Культура этническая, Русская культура, Русский этнос, Русское национальное самосознание.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 450-451.