Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО (кит. жу-цзя/жу-цзяо/сюэ — «школа/учение ученых-интеллектуалов») — древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI—V веков до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя создателя — Конфуция, что соответствует его исходной установке — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с наследием «святомудрых» (шэн) правителей и наставников идеализированной древности, выраженной в «Пятиканонии» («Уцзин») и главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, старейшие и авторитетнейшие из которых — каноны «Шу цзин» и «Ши цзин» (конец II — 1-я половина I тысячелетия до н. э.). Эта установка сделала историко-прецедентную нормативность и каноническую литературность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XII/XI—III века до н. э.) были лишенные власти ученые-интеллектуалы. Они занимались «культурной/ литературной/знаковой» (вэнь) деятельностью, т. е. сбережением и воспроизводством письменных памятников, традиционных норм и ритуалов, а также протонаучными штудиями, связанными с летописанием, календарными вычислениями и астрономо-астрологическим прогнозированием. Эти ученые-интеллектуалы в основном жили в районе царства Лу, родины Конфуция (современная провинция Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в XII—XI веках до н. э. менее культурно развитым племенным союзом Чжоу. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» — «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит ученым-жу, являющимся также философами, литераторами и чиновниками. С самого зарождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование государственной и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство — одна семья», государь — Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения К. отец считался «Небом» (тянь) в той же мере, в какой Небо — отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо) в специально посвященном ей каноне «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели («дэ»).

Развиваясь в виде своеобразной социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба сакральную и космологическую проблематику он рассматривал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения Конфуций делал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человеческой натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь), и «внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека — «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин), «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Смысл человеческого существования — утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического порядка — Пути (дао), конкретным воплощением которого в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/ добродетель». Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к III веку до н. э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали его этико-социальные идеи («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарии к «Чунь цю») и космологические представления («Чжун юн», «И цзин»; «Си цы чжуань»). Две целостные и противоположные друг другу (впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в IV—III веках до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син), которой «гуманность», «должная справедливость» (и), «благопристойность» и «разумность» (чжи) присущи так же, как человеку — четыре конечности. Согласно Сюнь-цзы, человеческая природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы — социальной стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с враждебным конфуцианству легизмом.

Во II веке до н. э. Конфуций был признан «некоронованным царем» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в социально-политической теории — легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли) и административно-юридических законов (фа). Конфуцианство стало всеобъемлющей системой благодаря Дун Чжуншу, который, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя, детально разработал онтолого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ей некоторые религиозные черты (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для официальной идеологии централизованной империи. В эпоху Хань (конец III веку до н. э. — начало III века н. э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого — систематизация идей «золотого века» китайской философии (V—III века до н. э.) и текстолого-комментаторская обработка созданной и ассимилированной конфуцианством классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века нашей эры стал синтез даосизма и конфуцианства в «учении о таинственном» (сюань сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало противодействующее стремление к восстановлению престижа конфуцианства [Ван Тун (конец VI — начало VII века), Хань Юй и Ли Ао (VIII— IX века)], что привело к расширению его канонической базы до «Тринадцатиканония» («Ши-сань цзин») и созданию неоконфуцианства. Возникнув в XI веке, оно поставило перед собой две главные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и усовершенствование общетеоретической методологии, прежде всего нумерологии (сян-шу чжи сюэ), для переосмысления проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме их первым решил Чжоу Дуньи, а его идеи через столетие развернуто интерпретировал Чжу Си, чье учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже запрещенное, в XIV веке было официально признано и стало основой понимания конфуцианства в системе государственных экзаменов вплоть до начала XX века. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию ей в эпоху Мин (XIV—XVII века) составила школа Лу Цзююаня — Ван Янмина, идейно господствовавшая в Китае в XVI—XVII веках и также получившая распространение в соседних странах. В борьбе этих школ на новом уровне возродилось исходное для К. противостояние ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принципов» (ли) всего сущего, в том числе и моральных норм.

В XVII—XIX веках оба ведущих учения — Чжу Си и Ван Янмина — подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ — «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Яньу и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ). С конца XIX века развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей (Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й половине XX века, особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили, сочетающих неоконфуцианские и отчасти буддийские концепции с идеями европейской и индийской философии, сложилась новая, исторически четвертая (после первоначальной, ханьской и неоконфуцианской) форма конфуцианства — постнеоконфуцианство, представители которого (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и др.) усматривают в этическом универсализме конфуцианство, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте, идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 года и духовно доминировало до 1949 года, подобное положение сохраняется на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х годах (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне конфуцианство успешно реанимируется и в Китайской Народной Республике как носитель традиционных ценностей и все более востребованной национальной идеи.

А. И. Кобзев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 309-312.

Источники:

Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; Древнекитайская философия. Т. 1—2. М., 1972—1973; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004; Чунь цю Цзо чжуань / Пер. М. Ю. Ульянова. М., 2011; Кобзев А. И. «Да-сюэ». М., 2014; Установления династии Чжоу (Чжоу ли) / Пер. С. Кучеры. Разд. 1. Цз. 1, 2. М., 2010, 2017; Блажкина А. Ю. Система философских категорий в конфуцианских годяньских рукописях. М., 2017; Ионов А. Ю. Конфуцианский наставник Гу Яньу. М., 2017; Конфуциева летопись «Чунь-цю» («Весны и осени») / Пер. Н. И. Монастырева. М., 2018.

Литература:

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Все о Китае. Т. 2. М., 2002; Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002; Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., 2013. См. также литературу к статьям Конфуций, Неоконфуцианство.