Просвещение (Ильичёв, 1983)

ПРОСВЕЩЕНИЕ, политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин «просвещение» впервые употреблён Вольтером и Гердером; в 1784 году в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» Кант предлагал рассматривать просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Считая просвещение выражением родовой сущности человечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путём длительного морального совершенствования человеческого рода. Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями культуры, Кант, однако, отрицал необходимость революционного уничтожения социальных учреждений, препятствующих развитию просвещения. Гегель характеризовал просвещение как рационалистическое движение 18 века в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали просвещение как буржуазно-демократическую идеологию, а деятелей просвещения как мыслителей, осуществлявших идеологическую подготовку буржуазной революции. Маркс и Энгельс показали, что просветительская идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма капиталистических производственных отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин видел классовую сущность идеологии просвещения в отрицании феодальной эксплуатации, политического деспотизма, сословных привилегий, в защите «самоуправления, свободы, в отстаивании «интересов народных масс» (см. ПСС, т. 2, с. 519).

Критикуя феодализм, идеологи революционной буржуазии 17—18 веков создали идиллическую картину будущего общественного устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем теперь,— писал Энгельс,— что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 190).

Возникнув в 17 веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции 18 веке (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «...просвещали головы для приближавшейся революции...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й половине 18-го и первых десятилетиях 19 века антифеодальная идеология просвещения развивается в Северной Америке (Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн), Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии стран Востока в 19— начале 20 веков, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей просвещения.

Составной частью просвещения была передовая буржуазная философия 18 — начала 19 веков, теоретически обосновывавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии просвещения явилась «деистская форма материализма» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 311), представители которой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С. Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врождённых идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идею субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая исторические религии, фанатизм и нетерпимость католической церкви, христианская нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса (М. Тиндаль, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела деистов эпохи просвещения к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора, методология которой строилась на антиисторическом представлении о неизменной сущности абстрактного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).

Рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней человеческой истории, разрывало единую цепь исторического развития, оценивало современность по идеалам зарождающегося буржуазного общественного устройства.

Другая историческая форма философии просвещения — материализм 18 века – формировалась путём философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма 18 века. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи П. (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которой являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естественного отбора означали, что в решении фундаментальных философских проблем материалисты 18 — начала 19 веков приближались к диалектическому пониманию природы. В теории познания материалисты-просветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врождённых идей (включая идею бога) и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению общественной жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело некоторых просветителей к признанию закономерного характера исторического процесса, исторической эволюции, исторического прогресса и пониманию внутренней связи и взаимозависимости между эпохами человеческой истории, осознанию единства природы и общества, роли экономической деятельности людей и народа как субъекта исторического движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегося буржуазного общества в общественно-политической мысли просвещения появились антибуржуазные эгалитаристские утопии, а затем и программа утопического коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая необходимость установления общественной собственности путём народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, некоторые представители утопического коммунизма эпохи просвещения отвергали концепцию просвещённого абсолютизма и защищали принципы народного суверенитета и демократической республики.

В узком смысле под просвещением понимают буржуазную идеологию, отрицающую необходимость применения революционных методов для преобразования отживших социальных порядков.

K. E. Ям.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс    К.   и  Энгельс     Ф.,  Святое  семейство,  Соч., т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; Л е и и н В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; Век П., Сб., М.—Париж, 1970; Каменский 3. А., Философские идеи рус. П., М., 1971; его же, Рус. философия нач. 19 в. и Шеллинг, М., 1980; Каримский А. М., Революция 1776 года и становление амер. философии, М., 1976; Малинин В. Д., История русского утопического социализма, М., 1977; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции 18 в., Μ., 1977; Hazard P., La crise de la conscience europeenne (1680— 1715), P., 1961; Ehrагd J., L'idee de nature en France ä 1'aube des lumieres, P., 1970; G u s d o r f G., Les principes de la pen-see au sieele des lumleres, P., 1971 (Les sciences humaines et la pensee occidentale, v. 4); е г о же, L'avenement des sciences humaines au sieele des lumieres, P., 1973 (там же, t. 6); е г о же, Dieu, la nature, l'homme au sieele des lumieres, P., 1972; Krauss W., Die Aufklärung in Spanien, Portugal und Lateinamerika, Münch., 1973.

Понятие: