Сикхизм (СИЭ, 1969)
СИКХИЗМ - религиозно-реформаторское движение, затем религия в Индии. Сикхизм возник в Пенджабе как одна из сект бхакти. Ее основателем был Нанак (1469-1538). Строго монотеистическое учение, сикхизм противоречиво сочетал многие положения индуизма (учение о Майе, карме и др.) с идеями бхакти и заимствованиями из мусульманского суфизма. Сикхизм провозглашал равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм, почитание внешних форм божества. Ранний сикхизм отражал идеологию торгово-ремесленных кругов городского населения, выступавших против феодального засилья и господства брахманства. С самого начала сикхизм отличался от других сект бхакти крепкой организацией, суровой дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты авторитету своего главы - гуру.
При ближайших преемниках Нанака секта сикхов получила четкую организацию.
По месту своего жительства сикхи были разделены на территориальные округа, во главе которых стояли уполномоченные гуру (масанды). Третий гуру Амар Дас (1552-1574) превратил власть гуру в наследственную и явился основателем династии сикхских духовных правителей. Пятый гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов Адигрантх. В ней он собрал высказывания и поучения, приписываемые Нанаку и трем последующим гуру. При составлении этой библии сикхов Арджуна внес в нее следующий стих: «Знайте, что бог и гуру одно и то же». Так был провозглашен принцип божественности гуру, увеличивавший их власть над членами секты.
К 17 веку гуру и масанды, которые присваивали себе значительную часть собранных пожертвований, превратились фактически в богатых феодалов. По своему образу жизни они мало чем отличались от мусульманских и индусских феодалов. Однако демократизм сикхизма обеспечил его популярность в низах общества - среди крестьян и ремесленников. Приток радикальных элементов в секту сикхов, особенно массовый приток джатов (крестьян), усилившийся со 2-й половины 17 века в связи с резким ухудшением положения крестьян-общинников, привел к постепенной революционизации сикхизма.
Идеология сикхизма приобрела боевой, открыто выраженный антифеодальный характер. 10-й и последний гуру Говинд Сингх (1675-1708) в 1699 году собрал общий съезд сикхов, на котором объявил сикхов общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов; каждому сикху вменялось в обязанность всегда быть вооруженным и готовым к борьбе. Были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Все они были обязаны носить тюрбан, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребенку и браслет. Кроме того, каждому присваивался благородный титул «сингх» (лев). При Говинде двери общины были широко открыты для выходцев всех религий, в том числе мусульман. Таким образом, сикхизм стал идеологическим знаменем борьбы народов Пенджаба против феодалов и империи Великих Моголов. В начале 18 века вспыхнуло восстание сикхов (см. Сикхов восстания). В 1765 году сикхи создали свое государство в Пенджабе. Однако во 2-й половине 18 века в сикхской общине усилился процесс феодализации, сикхские вожди (сардары) сами превратились в феодалов и сикхизм потерял черты антифеодальной демократической идеологии. Государство сикхов просуществовало до 1849 года, когда англичанам после двух ожесточенных войн (см. Англо-сикхские войны) удалось аннексировать Пенджаб.
Современный сикхизм представляет собой религию с традиционными догмами. В связи с классовым расслоением и обострением социальных противоречий среди сикхов появились различные секты и политические партии (например, Акали).
В. И. Кочнев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.
Литература:
Рейснер И. M., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Семенова Н. И., История сикхского движения в Индии, М., 1963; Кочнев В. И., Государство сикхов и Англия, М., 1968; Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its Gurus, sacred writings and authors, v. 1-6, Oxf., 1909; Gupta H. R., History of the Sikhs, v. 1-3, Calc. - Lahore, 1939-44; то же, 2 ed., v. 1, Simla, 1952; Khushwant Singh, The Sikhs, L., 1953.