Навья-ньяя

НАВЬЯ-НЬЯЯ (новый метод, новая логика) — философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII веке великим логиком Гангешей в его труде «Таттвачинтамани», т. е. «Самоцвет категориального мышления». Жива до настоящего времени, преподается и развивается на санскрите в западно-бенгальском университете Навадвипа (Надия), Дарабханге и других центрах. Виднейшие представители: Пакшадхара (XV век), Рагхунатха Шаромани (XV—XVI века), Матхуранатха (XVII век). Навья-ньяя развивалась в эпоху, когда буддийская философия исчезла из Индии и основными противниками в диспуте и полемике стали для этой школы веданта и миманса. Школа целиком посвятила себя методологии и технике дискурсивного мышления, логике, проблемам семантики; типологически сопоставима с поздней схоластикой в Европе или нынешней англоязычной аналитической философией. Из 16 топик старой ньяи подробно разрабатывается лишь первая, т. е. «инструменты достоверного познания». Произведения авторов школы отличает скрупулезность и мощь анализа, тщательность определений, разработка нередко таких логических проблем, которые в европейской логике выразимы только посредством символики, средствами специально организованного обычного языка. Стиль сочинений по Навья-ньяе — предельно сложный санскрит. Лишь в последние десятилетия наблюдаются первые попытки индологов освоить их содержательное богатство.

А. Парибок

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 298-299.

Понятие: