Йога в общем смысле
ЙОГА. В общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тысяч лет (VI век до н. э. — X век н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри, исходя из имманентных критериев, а при некотором особом теоретическом ее понимании, кроме того, еще и интеграцию личности с высшим, т. е. сверхличным, духовным началом. Йога ведет к преодолению всего преходящего и к вечности; это духовность в техническом ее аспекте, отвлекаясь от метафизических, теологических и прочих предпосылок. В данном значении слово Йога стало употребляться применительно и к неиндийским духовным практикам (в суфизме, даосизме и др.), ибо как особая сфера деятельности йога была осознана, а понятие создано только в Индии. В самой Индии виды йоги многочисленны, часто упоминаются: карма-йога, т. е. интеграция и духовный путь личности посредством бескорыстных деяний с отречением от их плодов; джняна-йога — йога осознания и осуществления в духовном опыте тождества своего «я « с единым первоначалом сущего (Брахманом); бхакти-йога — йога религиозного самовверения себя Господу и забвения себя ради Него; хатха-йога, работающая с физическим телом, праной; и прочие йоги есть непременный компонент всех духовных традиций Индии.
А. Парибок
Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.