Дранг нах Остен

«ДРАНГ НАХ ОСТЕН» (немецкое "Drang nach Osten" – «натиск на Восток») - захватническая политика немецких феодалов, а затем германских буржуазно-помещичьих и империалистических кругов в Восточной Европе, а также реакционный лозунг и историческая и политическая концепция, имеющие целью идеологическое оправдание этой политики.

Завоевательные походы на Восток, в земли славянских и прибалтийских народов, были (наряду с походами на Юг, в Италию) главнейшим направлением внешней политики германского феодального государства 10-13 веков (см. в ст. Германия). Немецкое феодально-колониальное наступление в течение 10-13 веков привело к последовательному расширению границ немцких владений за Эльбу, Вислу, Неман и Западную Двину. Жертвами этой захватнической политики стали полабские славяне, пруссы, латыши и эстонцы. Завоевание сопровождалось частичным истреблением коренного населения, частичной его германизацией (полабские славяне, пруссы); захваченные территории заселялись немецкими колонистами. Завоеватели нанесли значительный ущерб также Польше, Чехии, Литве и Руси. Активную роль в завоевании славянских и прибалтийских земель играла католическая церковь, прикрывавшая захватнические цели немецких феодалов религиозным лозунгом борьбы за «обращение язычников». В покорении народов Прибалтики главную роль играли немецкие духовно-рыцарские ордена - меченосцы, Тевтонский орден и восточное его ответвление - Ливонский орден. Завоеватели встречали ожесточенное сопротивление и не раз терпели поражения, но преграду их продвижению первой воздвигла Русь - разгром немецких рыцарей в Ледовом побоище 1242 года закрыл для них дорогу на Восток. На территории полабских славян возникли немецкие феодальные княжества (Мекленбург, Бранденбург, отчасти также Саксония и др.); обширные территории в Прибалтике захватил Тевтонский орден. Орден высасывал соки из покоренных народов, в течение двухсот лет грабил литовскую Жемайтию, непрестанно угрожал Новгородско-Псковской земле, воевал против Польши. В Грюнвальдской битве 1410 года ордену был нанесен сокрушительный удар. С 17 века экспансию на Восток стало осуществлять Бранденбургско-Прусское государство (см. Пруссия). Экспансионистская политика Бранденбургско-Прусского государства, буржуазно-помещичьих кругов Пруссии, а затем империалистических кругов фашистской Германии в отношении стран Восточной Европы явилась фактическим продолжением политики «Дранг нах Остен». Немецкий «Дранг нах Остен» находил идеологическое оправдание в трудах немецких реакционных историков и политиков. Уже немецкие средневековые хронисты (Видукинд, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Петр Дусбургский и другие) славословили рыцарский разбой, истребление славян и прибалтийских народов и захват их земель. Возникшая у средневековых хронистов идея культуртрегерской миссии немцев в Восточной Европе в 60-х годах 19 века была распространена пангерманистами на русских и на Россию. Университетские ученые из Пангерманского союза, такие зачинатели немецкой геополитики, как Ф. Ратцель и К. Хаусхофер, основатели «остфоршунга» Т. Шиман и другие, стояли у истоков современной концепции «натиска на Восток». Славян стали изображать дикарями, лишенными самостоятельной культуры и способностей к государственному творчеству, Россию - как страну, издревле враждебную «Европе», «европейской цивилизации», Германию же, напротив, - как «организатора Европы», а Тевтонский орден - как европейского культуртрегера, как некое олицетворение славяно-балтийско-немецкой «общности судеб». Прусско-юнкерская концепция «натиска» широко использовалась германским империализмом во время Первой мировой войны. Дополненная антикоммунизмом, геополитикой и расизмом, она нашла своего трубадура в лице О. Шпенглера, а затем стала «символом веры» германского фашизма. А. Гитлер писал: «если хотеть земель (Grund und Boden) в Европе, то в целом этого можно достигнуть только за счет России. Тогда новая империя должна вновь двинуться в поход по пути прежних рыцарей Ордена, чтобы немецким мечом добыть пашню немецкому плугу, нации же - насущный хлеб» (Hitler A., "Mein Kampf", Münch., 1933, S. 154). Фашистские историки (Г. Обен, А. Бракман, И. Халлер и др.) распространяли взгляды о якобы «исконных правах» Германии на Восточную Европу, готовя германское общественное мнение к борьбе за мировое господство. После победы Октябрьской социалистической революции политика «Дранг нах Остен» приобрела антисоветский характер *.

Провал попыток германского империализма установить свое мировое господство (разгром в Первой и Второй мировых войнах) и изгнание немецких агрессоров из завоеванных ими земель на Востоке Европы нанесли удар по концепции «Дранг нах Остен», основанной на пропаганде идеи о культурном и расовом превосходстве немецкой нации. В свою очередь историки социалистических стран с позиций марксизма-ленинизма разоблачили псевдонаучную сущность фашистской системы взглядов, включая и концепцию «Дранг нах Остен». Однако в условиях усиления реваншизма и милитаризма в Западной Германии возрождается старый лозунг «Дранг нах Остен»; он становится официальной политикой империалистических кругов ФРГ, стержневой идеей современного западногерманского «остфоршунга». Однако, понимая, что настаивать на утверждениях, безнадежно устаревших, значит обрекать себя на быстрое поражение в идейно-политической борьбе с коммунизмом, современные западногерманские «остфоршеры» прибегают к маскировке. В сочинениях В. Шлезингера, Г. Людата, М. Хельмана, Г. Штёкля и ряда других влиятельных историков ФРГ выдвинут и отстаивается взгляд, будто «натиск на Восток» немецких феодалов - это «историческая легенда»: в действительности было лишь вызванное перенаселенностью «восточное движение» немецкого народа, приведшее (не без применения силы с обеих сторон) к экономическому, политическому и культурному симбиозу немецких и ненемецких элементов. Поскольку реакционные империалистические круги ФРГ ведут политику возрождения германского милитаризма в рамках «Объединенной Европы», то и усовершенствованная концепция «Дранг нах Остен» получила «интегральную» окраску. «Восточное движение» объявляется уже не продуктом «немецкого духа», как ранее, а порождением общеевропейской истории: завоевания на Востоке объявлены миссией всего «Запада», а Тевтонский орден - его «интегральной» частью. Орден – «бастион Европы» - так сформулировал эту мысль западногерманский историк В. Губач. Концепция «Дранг нах Остен» - одно из наиболее ярких проявлений общего идейного кризиса буржуазной историографии, которую империалисты превратили из средства познания в орудие своей политики.

В. Т. Пашуто. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Примечания «ПК»

* — «…приобрела антисоветский характер…» — В настоящий момент (2021 год) мы уже имели возможность многократно убедиться в том, что все так называемые «антисоветские» проявления Запада в политике минувшего столетия были на самом деле русофобскими, направленными конкретно против русской нации и России действиями и обслуживающими эти действия идеологическими конструктами. В советские годы русофобские действия и высказывания, исходившие с Запада, назывались в нашей стране «антисоветскими» как минимум по двум причинам. Во-первых, властям СССР льстило, что не русский народ, а именно они, советская номенклатура, построила государство, способное противостоять Западу. Во-вторых, эта самая номенклатура не желал вслух признавать какие бы то ни было заслуги, достижения и собственные интересы русской нации. Отчего и происходила подмена русофобской политики Запада на якобы антисоветскую. Сегодня никакой антисоветской политики у РФ в принципе не может быть, так как не осталось никакой советской. Русофобская же политика Запада, как была, так и осталась. Она не приобретала антисоветский характер, а изначально была только антирусской.

Литература:

Вольфсон С., Расовые «теории» германского фашизма, в сб.: Против фашистского мракобесия и демагогии, М., 1936; Грацианский Н. П., Нем. Drang nach Osten в фаш. историографии, в сб.: Против фашистской фальсификации истории, М.-Л., 1939; Зутис Я., Очерки по историографии Латвии, ч. 1, Рига, 1949; Пашуто В. Т., Так называемое «изучение Востока» - идеология западногерманского реваншизма, "ВИ", 1959, No 3; его же, Истоки нем. неофашистской концепции истории России, там же, 1962, No 10; Пашуто В. Т., Салов В. И., Хорошкевич А. Л., Против фальсификации истории нашей Родины немецкими реваншистами, М.,1961; Хвостов В. М., Герм. экспансия на Восток, её история и идеологические корни, "ННИ", 1961, No 3; Kuczónski J., Studien zur Geschichte des deutschen Imperialismus, Bd 2 (Propaganda-Organisationen des Monopolkapitals), В., 1950; Gentzen F. H., Wolfgramm E., "Ostforscher" - "Ostforschung", В., 1960; Goguel R., Über Ziele und Methoden der Ostforschung, в сб.: "Ostforschung und Slawistik", B.,1960; Auf den Spuren der Ostforschung, Lpz., 1962.