Тотемизм (СИЭ, 1971)
ТОТЕМИЗМ (от тотем, на языке североамериканских индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о фантастическом сверхъестественном родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами), с другой. Термин «тотемизм» введен в науку английским путешественником Дж. Лонгом в 1791 году. Наиболее полно тотемизм сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У некоторых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Основным видом тотемизма является клановый или родовой тотемизм; другие виды тотемизма - индивидуальный (нагуализм) или половой - редки.
Тотем - чаще всего вид животных - является предметом религиозного почитания данной группы - обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемическая экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифических предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магические обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемическое причащение), которое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему.
Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих тотемизм. Если одни исследователи готовы видеть в тотемизме первоначальную форму религии (например, французский социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религиозный смысл тотемизма, как, например, современный французский ученый К. Леви-Строс, который считает тотемизм примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями первобытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактических данных о тотемизме английский этнограф Дж. Фрейзер, который, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и другие), убедительно показывают, что тотемизм - явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религиозных комплексов, ключ к которому следует искать в кровнородственных отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др.
Б. И. Шаревская. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.
Литература:
Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталинабад, 1958; Frazer J., Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; Lévi-Strauss C., Le totemisme aujourd'hui, P., 1962.