Индра

Бог Индра на слоне.

ИНДРА - главное божество пантеона «Ригведы», бог — громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асурам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный — победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонический акт. Индра побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в которой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и многих других асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху «Ригведы»). Победы Индры над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток — сому, хранителем которого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у которого Индра отнимает сому силой. На битвы с демонами Индра отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его главное оружие — ваджра, гром, его сковал для Индры Тваштар (отношения с которым противоречивы). Уже в поздневедийской литературе Индра утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии Индра сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. Индра — властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати; от Индры зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе Индра возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов. Снижение образа Индры находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят Индру могуществом. Страшась их, Индра подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев — апсар. Индра опасается также честолюбивых земных царей, которые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко Индра появляется на земле, принимая различные образы. Культ Индры в индуизме заметной роли не играет; в древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник Индры, на котором главным объектом почитания был «стяг» Индры — украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду; Индра почитался на нем в образе гуся; праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут Индры (вахана) — слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. Локапалы). Употребительные эпитеты Индры — Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена Индры в Ведах именуется Индрани, в послеведийской мифологии — Шачи (считается дочерью демона Пуломана); заметной роли в пантеоне не играет, как и сын Индры — Джаянта. Земными сыновьями Индры считаются Арджуна, герой «Махабхараты», и царь обезьян Валин в «Рамаяне».

В. Эрман

Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Понятие: