Малые формы

МАЛЫЕ ФОРМЫ, небольшие по размерам произведения изобразительного искусства эпохи верхнего палеолита, выполненные в объеме (круглая или уплощенная скульптура, реже — барельефы) или в плоскостном воплощении (гравировка, краска) на поверхности бивня, рога, кости, известковой плитки или гальки (…). При общей миниатюрности малые формы несут черты монументальной обобщенности. Значительная их часть (особенно в культуре мадлена) может быть отнесена к сфере прикладного творчества в том смысле, что они включались в предмет (копьеметалку, «жезл начальника» и т. п.), имевший реальное или же символическое назначение. Сферой бытия этого пласта творчества в отличие от пещерного искусства, оторванного от мест обитания, были стоянки неоантропа, «малый мир» его родового общежития. На общеанималистическом фоне в нем отчетливо прослеживается (и в сюжетной, и в знаковой форме) плейстоценовая трактовка темы человека (см. Антропоморфный цикл, Венеры палеолита).

А.С.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Понятие: