Веданга

Веданги. Веданга — составная часть вед, называвшаяся смрити — «запоминаемое», плод человеческой мысли, а не сверхъестественного откровения, как шрути. Именно в смрити аккумулировалось знание.

Ум — одно из самых ценимых Ведами качеств как в людях, так и в богах. Боги Ригведы премудры (вибудха). Среди них наставник богов Брихаспати, врач Дханватари, зодчий Вишвакар- ман, бог закона Дхарма, богиня красноречия, покровительница наук и искусств Сарасвати. В Брахманах имеются астрономические сведения: время религиозных ритуалов определялось фазами Луны и ее положением на эклиптике. Были известны созвездия и планеты. Каландарь состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и временами дополнительного месяца. Развитие геометрии стимулировало то, что все алтари должны были, независимо от формы, иметь одинаковую площадь. В связи с этим возникли математические трактаты — «Шульба-сутра» («Правила веревки»). Развивалось искусство счисления и исчисления. Основанием большинства индийских цифровых систем служило число 10. Таким образом, элементы научного знания (видья) зарождаются во времена ранних Упанишад, еще до появления философии, что позволяет говорить о древнеиндийской предфилософской науке как втором после мифологического мировоззрения духовном источнике философии в Индии. Об этом роде знания в Упанишадах говорится неоднократно. В четвертой главе второго раздела «Бри- хадараньяки-Упанишады» (эта часть ее датируется 9 веком до н. э.) называются уже различные науки (II, 4) В «Чхандогья-Упани- шаде» о ведангах упоминается дважды. Один образованный индус так говорит: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарва- ну — четвертую веду, итихасу и пураны — пятую, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную пауку, астрономию, науку о змеях и низших божествах» (VII, I) 2. Здесь Атхарвана — Атхарваведа, пятой ведой названы итихаса—историческое предание и пураны — эпос, веда вед — грамматика. В «Мундака- Упанишаде» сказано: «Два — знания должны быть познаны... высшее и низшее. Низшее... — это Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, [знание] произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, метрики, науки о светилах» (I, I)3. Здесь перечислены шесть традиционных веданг — фонетика, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия,— которые и составили предфилософскую науку, оказавшую влияние прежде всего на формирование переходных мировоззренческих форм. Упанишады толкуют смрити как низшее знание. Но они же смотрят уже свысока на самхиты. Уровеь Упанишад более абстрагирован. Это стало возможным благодаря предфилософской науке.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 62-63.

Понятие: