Пропаганда (Ильичёв, 1983)
ПРОПАГАНДА (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), 1) в самом широком смысле — особый род социальной деятельности, основная функция которой —распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. Пропаганда духовных ценностей предполагает учёт конкретной ситуации, особенностей аудитории, условии, в которых она протекает. В процессе пропаганды нередко происходит не только популяризация науки, искусства, но их обогащение, развитие. 2) В более узком смысловом значении — деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств; идеологическая или политическая пропаганда. В зависимости от характера идеологии пропаганда разделяется на два противоположных типа: буржуазную и коммунистическую.
В современных условиях идеологическая пропаганда оформилась в особую сферу духовной деятельности, представляет собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологического влияния на массы. Её характерными чертами являются целенаправленность, определенная дифференциация, непрерывность воздействия, массовость.
3) В структуре коммунистической идейно-воспитательной работы пропаганда и агитация (распространение какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию) предстают как относительно самостоятельные средства идейно-политического влияния на массы.
В отличие от марксистско-ленинского понимания пропаганды в буржуазной общественной мысли это понятие употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции сознанием. Такое толкование «пропаганды» объясняется сознательным стремлением перенести негативное отношение, которое сложилось у трудящихся капиталистических стран к буржуазной пропаганде, на коммунистическую пропаганду и представить дело так, будто пропаганда вообще является универсальным злом современной цивилизации *.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы пропаганды, её направленность, основные стратегические цели. Научность, партийность коммунистической идеологии, её неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают пропаганду этой идеологии средством просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества, ускорителем социального прогресса.
Буржуазная идеология предопределяет превращение буржуазной пропаганды в средство дезориентации и духовного подавления масс, подчинения их буржуазным ценностям.
В классовом обществе всякая пропаганда носит классовый характер. Особенность коммунистической пропаганды состоит в том, что она открыто провозглашает свою партийность и обращена прежде всего на развитие политического сознания рабочего класса, всех трудящихся. В то же время коммунистическая пропаганда строится на последовательно научной основе и неразрывно связана с жизнью, с практической борьбой за социализм и коммунизм.
Классовая направленность коммунистической пропаганды в условиях развитого социализма выражается в распространении во всех классах и обществ. группах марксистско-ленинской идеологии, защите общенародных интересов, в классовом подходе к оценке событий прошлого и настоящего, в борьбе против рецидивов мелкобуржуазной психологии и действий социально чуждых социалистическому обществу элементов.
В социалистическом обществе организатором и руководителем пропаганды выступает коммунистическая партия. Разрабатывая задачи политической, экономической, идеологической работы, партия определяет задачи в области пропаганды, принципиальные положения о формах её организации.
Теоретические основы и принципы коммунистической пропаганды разработаны и осуществлены К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Изложение целей и задач коммунистической пропаганды в условиях развитого социализма дано в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) **.
В центре коммунистической пропаганды находится разъяснение научной идеологии и политики партии, раскрытие закономерностей развития и функционирования зрелого социалистического общества, показ его исторических преимуществ, путей перерастания в коммунизм. Она ведёт борьбу против пережитков прошлого, разоблачает идеологические и психологические диверсии империализма, направленные против стран социализма и национально-освободительного движения, мира и мирного сосуществования двух социальных систем. Целью коммунистической пропаганды является формирование научного мировоззрения, патриотизма и пролетарского интернационализма, воспитание активной жизненной позиции личности, направленной на борьбу за торжество коммунизма.
В. Ф. Праваторов.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Примечания «ПК»
* — «…будто пропаганда вообще является универсальным злом современной цивилизации…» — Сегодня [2021 год] отказ советских «элит» от идеологии коммунизма сделал настоящий тезис самоочевидным: пропаганда – универсальное зло современности. Причем, то, что в год выхода цитируемого текста [1983] называлось буржуазной пропагандой стало вовсе невыносимым враньём. Например, новый госсекретарь США Блинкен рассказывает о себе откровенные байки, в частности, о своем отчиме, который при побеге из нацистского концлагеря пришел к наступавшим американским войскам, причем танкисты оказались, естественно неграми [на самом деле негритянские соединения находились в сотнях километрах от места действия], и обратился к ним со словами: «Боже спаси Америку». Анекдот состоит в том, что отчим госсекретаря умер совсем недавно, в 2016 году, и оставил мемуары, в которых ничего из рассказов пасынка нет. Откровенная выдумка пиарщиков выдается в СМИ как реальный факт. Замечательный разбор этого вранья сделал Дмитрий Джангиров в своем видео-выступлении «Не всякий Блинкен комом».
** — «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы…» — Настоящее постановление 1979 года имело скорее обратный эффект, причем, описанный советскими же идеологическими работниками в следующей формуле: «Наша пропаганда все чаще даёт сбой. Что делать? Нужно менять подход к делу. Вместо этого принимается решение – увеличить обороты, распространять ту же пропаганду шире и чаще. В результате количество сбоев в работе пропагандистского аппарат только увеличивается». И мы сегодня знаем, чем же все это бракоделие кончилось для политического режима.
Литература:
Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 1, M,—Л., 1928; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., Актуальные вопросы идеологической работы КПСС, т. 1—2, M., 19792; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963; Ефимов А. Г., Πоздняков П. В., Науч. основы парт. Π.,Μ., 1966; Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970; Гуревич П. С., Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования, М., 1978; Основы коммунистической пропаганды, М., 1978; В. И. Ленин — теоретик коммунистической пропаганды, М., 1981.