Идентификация (Головин, 1998)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:
1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;
2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см. проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов. 4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и неких процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 227-229.