Научный функциональный стиль
НАУЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - функциональный стиль речи (см.), связанный с научной деятельностью и отражающий особенности теоретического мышления. Основная цель в научном функциональном стиле — сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность. Основные признаки научного текста — это объективность, системность, логическая доказательность, отвлечённость от всего случайного.
Научный функциональный стиль входит в группу книжных стилей речи (см.), что означает повышенную значимость письменного оформления и монологического вида текста. В зависимости от характера адресованности стиль делится на три подстиля. Собственно научный подстиль реализуется в таких жанрах, как научная статья, монография, тезисы (статьи, доклада), научный доклад. Все они адресованы сообществу ученых, т.е. адресату, который, как и адресант, работает в сфере науки и сопоставим с ним по эрудиции. В собственно научном подстиле наиболее полно воплощается основная цель научного функционального стиля.
Учебно-научный подстиль реализуется в таких жанрах, как учебник и учебное пособие, научно-методическая статья, лекция. Их цель — преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для данного адресата. Тем самым адресат приобщается к этому знанию. Подстиль характеризуется обобщённостью, в том числе при изложении доказательства, и объяснительным характером (последнее качество проявляется в отборе показательных примеров, наличии повторений и др. особенностях, отражающих эрудиционные различия адресанта и адресата). Наконец, научно-популярный, или научно-художественный подстиль, имеет массовую адресованность. Научно-художественные статьи и книги пишутся с целью сделать достижения науки известными в обществе, заинтересовать людей историей открытий, бытием и развитием научной мысли. Данный подстиль пограничен с художественным и публицистическим функциональными стилями.
Речевой строй научного функционального стиля приспособлен для концентрированного воплощения логико-понятийного содержания. Ведущие принципы стиля — обобщённость и отвлечённость — находят свое выражение во множестве конкретных признаков. Научный стиль стремится к точности, ясности, логичности изложения.
Речевые признаки научного функционального стиля в лексике — активность общекнижного (показатель, функция, обусловленность, отношение, в связи) и терминологического пластов; сравнительно с разговорной речью — сниженная употребительность слов конкретного и повышенная — слов абстрактного значения; предпочтение слов в прямом значении; логизированный характер выражения оценок и эмоций при их невысокой частотности; крайне редкая употребительность разговорных и полная невозможность просторечных и жаргонных лексических единиц.
В научном тексте наблюдается изложение «от третьего лица» при полной неупотребительности глагольных форм 2-го лица и редкой употребительности форм 1-го лица (обычно в составе этикетных формул мы считаем, нами рассмотрено и т. п.); активность «настоящего постоянного» времени глагола; употребительность связочных глаголов (быть, являться, считаться, относиться, отличаться, состоять, входить и др.); преобладание имён (существительных, прилагательных) при пониженной доле глаголов; повышенная значимость и, соответственно, частотность форм единственного числа имён существительных по сравнению с формами множественного числа; активность приимённого родительного падежа существительных. Синтаксис характеризуется употребительностью именных словосочетаний; предпочтением составного именного сказуемого; употребительностью пассивных конструкций; распространённостью безличных предложений с модальными словами и инфинитивом (следует заметить, можно предположить, естественно заключить); употребительностью сложных предложений с союзной связью; использованием вводных слов, оборотов, предложений с информационно-логическим значением; высокой активностью обособленных обстоятельств и определений; преобладанием нейтрального порядка слов; абсолютным преобладанием повествовательных предложений (побудительные и вопросительные редки и выполняют вспомогательные задачи).
Текстовая организация в научном функциональном стиле отражает развитие ситуации научного исследования: на базе проведённых до этого разысканий — «старого знания» — автор научного текста сначала формулирует гипотезу, затем в опоре на материал излагает её доказательство и, наконец, формулирует вывод. В составе текстовых категорий ведущую роль выполняют категории темы и композиции как логического развёртывания темы для адресата. «Старому знанию» отдаётся введение, «новое знание» представляется в основной части и обобщённо повторяется в заключении научного текста. Ход мысли автора получает открытое выражение с помощью большого количества специализированных связочных клише. Текстовое пространство и время носят абстрагированный характер; тональность и оценочность, за исключением отдельных жанров (рецензия, полемическая статья), играют второстепенную роль.
♦ Сопоставительное родовое понятие: функциональные стили. Сопоставительные понятия: официально-деловой, публицистический, религиозный, разговорный, художественный стили.
Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 225-227.