Русская идея (Тавадов, 2011)
РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность рациональных теорий и устойчивых представлений, взглядов, мифов об исторических судьбах русского народа, о его месте и назначении, призвании и смысле существования в мировой истории. В Русской идее выражены национальное самосознание русского народа, взгляд на собственную миссию в историческом развитии. Можно сказать, что Русской идеей стал называться комплекс проблем, в основе которых стремление русского народа к национальному идеалу как важнейшему условию всех преобразований, включая формирование духовности русской нации.
Русская идея имеет длительную историю своего вызревания. Учитывая большое разнообразие в трактовках Русской идеи, можно сказать, что это определенное направление отечественной общественной мысли. Важно постичь эту идею в целостности, в развитии. Можно говорить об этапах становления и развития Русской идеи, о смене лидеров-теоретиков, сторонников.
В далеком прошлом Русская идея представлялась как богом избранная историческая миссия русских быть носителями подлинно христианских ценностей и строителями православной по своей сущности государственности. Принятие Русью в X веке христианства — событие, оказавшее мощное воздействие на становление самосознания древнерусского этноса. В процессе его развития менялось содержание Русской идеи: одни ее стороны и компоненты воплощались в реальную жизнь, другие оказывались эфемерными и отмирали.
Возникновение Российского многонационального государства, преобразования Петра I и разгром Наполеона обострили и усилили в рамках Русской идеи борьбу двух тенденций — прозападническую, свидетельствующую о включении России в европейский процесс уже на новом уровне, и славянофильскую с ее акцентом на специфику исторического пути русского народа.
Русская идея прошла весьма сложный путь, прежде чем превратилась в нечто концептуально оформленное. Впервые о ней как об определенной теоретической целостности заговорил В. Соловьев в 1888 году, когда в одном из парижских журналов опубликовал статью на эту тему. До этого данное словосочетание не употреблялось, хотя о призвании России, о ее исторической миссии, о специфике менталитета россиян, о характерных чертах народной души рассуждали А. Пушкин и П. Чаадаев, А. Одоевский и Н. Карамзин, Н. Лесков и П. Вяземский, А. Хомяков и И. Киреевский, К. Аксаков и Н. Данилевский, И. Ильин и С. Франк. Значительное внимание этой проблематике уделяли А. Герцен, Н. Добролюбов, Н. Михайловский, Н. Чернышевский, М. Бакунин, П. Кропоткин. У всех перечисленных деятелей, даже принадлежавших к одному течению общественно-политической мысли, было свое понимание русской идеи.
Большинство приверженцев Русской идеи отвергало национальный эгоизм и исключительность. Смысл существования России В. Соловьев видел в отречении от национального эгоизма, в создании христианской Вселенной Церкви, которая объединит народы Запада и Востока, соединит традицию и идеал, положит конец национальным распрям и социальному неравенству. Н. Бердяев опубликовал специальную работу — «Русская идея» (Париж, 1946). По его мнению, русские призваны взвалить на свои плечи все невзгоды человечества, не ущемляя другие народы. Бердяев утверждал, что русская душа всегда предельно противоречива, она совмещает противоположности и это стимулирует идейные искания в обществе.
О сущности Русской идеи, пожалуй, лучше всего сказал Ф. Достоевский. Он заметил, что характерной чертой русского народа является жажда справедливости. Отсюда основное содержание Русской идеи заключается в стремлении жить по правде, по совести. Подобных взглядов придерживался и Н. Бердяев. По его мнению Русская идея — не рационалистическая, а моральная. Ее основное содержание заключается в стремлении жить по правде, по совести. В современной Русской идее соприкасаются, переплетаются различные элементы. В ней представлены национальные тенденции (приверженность к русскому, славянству, евразийским чертам) и социально-политические (в виде «русского социализма», по Ф. Достоевскому и В. Соловьеву, «русского коммунизма», по Н. Бердяеву, «русского космизма», по Н. Федорову), а также советская идея, сочетающаяся с уникальным саможертвенным интернационализмом русского народа.
Представляя собой как формационный, так и цивилизационный феномен, русская национальная идея — отражение долговременных интересов деятельности и поведения нации в данной социальной и природной среде. Национальная Русская идея призвана отразить самобытность русского народа, его менталитет, исторические традиции, которые сложились на протяжении длительного существования и развития. Эта идея предполагает понимание особенностей природного окружения, в котором функционирует русский народ и которые не могли не наложить печать на его характер. Русская идея, как и всякая национальная идея, призвана отразить внешнее окружение народа.
Русский народ на протяжении веков играл объединяющую роль. Национальная ограниченность, как и некритическое восприятие зарубежного опыта, никогда не приветствовались в России. Универсальность Русской идеи и интернационализм — явления совместимые и взаимодополняющие. Вместе с тем следует различать русскую и российскую, государственную идею. Российская идея включает в себя интересы всех народов России, а не только одного русского народа. Каждый народ может иметь и имеет свою собственную, присущую ему идею.
После 1917 года в нашей стране русская национальная идея была предана забвению *, она была признана ненужной и вредной. В то же время ее продолжала разрабатывать русская эмигрантская общественная мысль. Следует отметить, что и теперь имеется немало противников Русской идеи. Они считают, что обновление России, ее подлинная демократизация не состоятся, если реализовать такие положения Русской идеи, как державность, общинно-государственный коллективизм, признание приоритета Отечества по отношению к интересам личности, участие государства в регулировании общественной жизни, традиции общественного эгалитаризма. Такие рассуждения не выдерживают серьезной критики.
См.: Русский вопрос, Русский этнос, Русское национальное самосознание, Славянофильство.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 441-444.
Примечания «ПК»
* — «После 1917 года в нашей стране русская национальная идея была предана забвению…» — Это слишком сильно сказано – предана забвению. Инонациональная власть, опираясь на бессудный орган расправы ВЧК, массовым террором подавлял какие бы то ни было русские проявления среди населения. Провальный маршал Тухачевский начал применять пулеметы с грузовиков и отравляющие газы против голытьбы Антоновского восстания в Тамбовской области. Без вины расстреляли русского поэта Николая Гумилёва. И автор статьи употребляет фразу «предана забвению». Невольно задаешься вопросом: а было вообще кому помнить?
Впрочем, и в постсоветской РФ с памятью не лучше. Помнится, в 2014 году президент РФ полгода всё никак не мог выговорить элементарное слово – «русский», прям как газета все советские годы использовала это слово лишь в одном узком приложении – к слову «язык». Президент под давлением пиарщиков все же выдавил из себя фразу: «Ведь в Крыму фактически ТОТ ЖЕ НАРОД… русский».