Марксистское понимание творчества
МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ТВОРЧЕСТВА, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество — это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью, Человеческое сознание, по словам В. И. Ленина, «...не только отражает объективный мир, но и творит его» (ПСС, т. 29, с. 194).
Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит *. В природе происходит процесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действие творца — субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологические формы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своё специфическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческой дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Ленин писал, что для творчества «... необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» (там же, т. 12, с. 101). Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития личности как главной предпосылки творчества, создание условий для свободного творческого труда.
А. Г. Спиркин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Примечания «ПК»
* — «…отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит…» — Понятно, как всякая атеистическая идеология, марксистский материализм даже не ставит вопроса о Творце, создавшем Вселенную и в ней человека. Однако всё большая детализация естественнонаучных знаний не может не поставить вопроса творчества в процессе создания всего разнообразия природы. Только сверх-гениальный инженер и конструктор мог подогнать друг к другу все гены и так их связать, что нынешние трансгуманисты в бессильной злобе тужатся изменить неподвластное им – природу человека. И вместо разумного существа в итоге их опытов над современным «гомункулусом» рождается лишь козлище, как и было обещано в притчах сопровождающих священные тексты всех авраамических религий.